Депутаты рассмотрят проект закона о частных военных компаниях

В России появятся частные военные компании?

Депутат Алексей Митрофанов внес в Думу законопроект по госрегулированию создания и деятельности частных военных компаний (ЧВК). Президент Владимир Путин считает, "что над этим можно подумать, рассмотреть", а значит, наемные боевые формирования вскоре могут появиться в нашей стране. В них, в частности, смогут продолжить карьеру военные пенсионеры.

Настаивая на актуальности этого законопроекта, его автор отмечает необходимость трудоустройства бывших военнослужащих и опыт использования их военного потенциала в иностранных государствах.

"Как показывает мировая практика, осознание неизбежности использования частных военных компаний стало широким полем для их применения и может изменить сам способ ведения или предотвращения вооруженных конфликтов малой интенсивности и даже войны", — считает депутат.

Читайте также: Я тебя породил, я тебя и в армию отправил

В пояснении приводятся данные Ассоциации по международным миротворческим операциям, согласно которым, большинство военных услуг частных военных компаний до 2011 года находило применение в Ираке, Афганистане, Сирии, Ливии, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Колумбии и других государствах.

Сейчас "солдат удачи" и гражданский аутсорсер военно-технических услуг входят в число самых перспективных профессий будущего. На фоне официально декларируемой государством нелюбви к наемникам и однозначного расценивания подобной деятельности в международном праве с точки зрения УК, частные военные и частные охранные компании (ЧВК и ЧОК) успешно развиваются.

Достаточно сказать, что частная охранная компания G4S получила контракт на обеспечение безопасности Лондонской олимпиады, они имеет в своем штате во всех странах мира 625 тысяч сотрудников. По этому показателю она уступает только американскому розничному гиганту Walmart. Акции G4S внесены в реестры Лондонской и Копенгагенской бирж.

Отсутствие в России собственных ЧВК и соответствующих законов играет на руку зарубежным частным силовым структурам. Крупнейшие иностранные военные компании уже давно рекрутируют отечественных бойцов. Российские, украинские, белорусские военные давно работают на иностранные фирмы и присутствуют практически во всех горячих точках. Иностранные "монстры" на территории России особо себя не афишируют, но и не скрывают — например, G4S имеет лаконичный сайт на русском языке с координатами кадрового центра.

Стоит отметить, что воинские объединения, работающие не за голую идею, а за интерес, появились тогда же, когда мир увидел первых мужчин. Классическим примером военной работы за интерес является групповая охота. А уж про межплеменные конфликты в расчете на трофеи и говорить не приходится.

Когда же на Земле появились государства, первые частные военные компании были силовым ресурсом и королевских домов, и первых транснациональных корпораций в лице британской и голландской Ост-Индских компаний. Это были полноценные вооруженные силы, имеющие собственный флот и подразделения различных родов войск. Частные колониальные войска контролировали значительную часть мира

На территории славянских государств издревле существовали свои военные компании, которые не просто занимались трофейными набегами и наемничеством, но и контролировали территории. Славянские ЧВК крушили Рим и Константинополь, из их числа набирались элитные отряды многих ранних монархий Европы.

Прообразом ЧВК являлись варяжские и княжеские дружины, впоследствии профессиональные воинские союзы стали известны под общим названием "казаки". Наверное, самая известная независимая славянская ЧВК — Запорожская Сечь. Классическим примером использования казачьих ЧВК является завоевание Сибири.

Впоследствии казаки были инкорпорированы в тело растущей Российской империи и стали государственными войсками. От седой старины остался только принцип высокой рентабельности этих вооруженных подразделений, ставших настоящими армиями. По сути, российское государство несло расходы по обеспечению этих войск только во время привлечения их к боевым действиям за пределами мест их традиционного базирования, то есть территорий войскового расселения казаков.

Читайте также: Стратегический "Ярс" растет на смену "Тополю"

Причем примеры организованного использования казаков в военных конфликтах в нынешнее время, как ни странно, можно увидеть в первую очередь за пределами России. В частности, ЧКВ (Черноморское казачье войско) было одним из парамилитаристских формирований, отстоявших независимость Приднестровья от Молдовы. В ВС маленькой республики сейчас имеется отдельный резервный пограничный казачий полк, однако превращения черноморских казаков в реальную военную корпорацию, похоже, побаиваются в самой республике.

В новейшее время историю ЧВК разумнее всего вести с 60-70-х годов прошлого века, когда такие известные европейские "полевые командиры", как Майк Хор, Боб Денар, Жак Шрам, Рольф Штейнер, Дэвид Стирлинг занимались военными операциями в интересах самых различных сторон на территории Африки. На тот момент наемничество было абсолютно незаконным бизнесом и весьма рисковым мероприятием.

Именно создатель знаменитой Специальной авиадесантной службы (САС) полковник Дэвид Стирлинг решился легализовать свой бизнес и в 1967 году создал частную военную компанию Watchguard International (WI). Эта группировка занималась обслуживанием специфических интересов Британской империи, союзных правительств и даже международных организаций. Так, одна из подконтрольных ему фирм, Kilo Alpha Service, в 1980-х подписала контракт с Международной федерацией дикой природы и уполовинила число браконьеров в Южной Африке.

Это британский тип наемничества — реальная война за реальные деньги. Компании, предоставляющие бойцов и способные самостоятельно решать исходы локальных войн, известны как компании по оказанию военных услуг. Это настоящие миниармии, которые наемники всерьез предлагали использовать ООН в качестве миротворческих сил.

Французский опыт использования наемников также имеет имеет ярко выраженную армейскую окраску и в основном укладывается в историю знаменитого Иностранного легиона, который все 1990-е годы активно пополнялся военспецами бывшего СССР.

В США частный военный бизнес формировался на несколько иной основе. Имеющий мощнейшую армию Пентагон нуждался в технической поддержке со стороны частного сектора и обеспечении тыла. Ныне это называется частным военным аутсорсингом.

Примерно это же сейчас пытаются ввести в российской армии, отдавая невоенные функции гражданским. С решения подобных задач начинала, например, ныне широко известная полифункциональная военная корпорация Halliburton Corporation, военные контракты которой выполнялись через KBR (Kellogg Brown & Root), практически полностью обеспечивавшей войну в Ираке. Профиль этой компании — военное строительство и военная логистика. Один только иракский контракт — это 11 миллиардов долларов.

Однако спустя короткое время у американцев появились военно-консалтинговые фирмы, которые занимались подготовкой вооруженных сил других стран по контракту, а также оказанием других форм поддержки. Такие фирмы стали прекрасной находкой, позволяющей тренировать ВС дружественных режимов, обеспечивая необходимый контроль без привлечения собственно американских штыков. Не менее важным являлся тот факт, что США сумели направить в нужное русло потенциал военных пенсионеров. В стране, где легализовано ношение оружие и прописано право народа на восстание, голодные и далеко не старые военные пенсионеры разорвут и полицию, и национальную гвардию…

Первый широко известный опыт такого рода датируется 1974 годом, когда Vinnell Corp., Northrop Grumman за полмиллиарда долларов превратила в головорезов бедуинские банды, ставшие национальной гвардией Саудовской Аравии. Именно эти мононациональные подразделения, а не разноплеменная саудовская армия, по сей день обеспечивают существование саудовских монархий. Кстати, на фоне происходящих в арабском мире волнений саудиты, по некоторым данным, уже заказали батальон белых наемников у одной из частных военных компаний. Что же, это весьма красноречивый выбор между исламским боевым духом и традиционным профессионализмом европейцев.

Читайте также: Российскую оборонку сделают модерновой  

Одним из успешных примеров военного консалтинга, а также точечного применения отдельных подразделений в локальных войнах, стала Military Professional Resources Incorporated (MPRI), успешно уничтожившая сербские анклавы в государствах, возникших после развала Югославии.

После работы MPRI с местными вооруженными формированиями сербские войска были последовательно разгромлены в Западной Славонии (1-2 мая 1995 года), в Книнской Краине (4-8 августа 1995 года) и в Боснийской Краине (июль-октябрь 1995 года).

Впрочем, на принципиально другом ТВД, в Колумбии, эта компания показала куда менее впечатляющие результаты. Еще более слабо MPRI выступила в Грузии, где она тренировала местные ВС и жиденько "слила" регулярным российским войскам. Впрочем, MPRI привлекалась именно по своему профилю — уничтожению анклавов. Нет сомнений в том, что если бы не российские ВС с Южной Осетией, эта ЧКВ расправились бы также лихо, как с сербскими краинами.

Наконец, еще одна группа военных компаний — компании по безопасности, или охранные. Фактически это реинкарнация традиционных наемнических формирований в нынешней международной обстановке. Такие компании предоставляют широкий спектр услуг: от разминирования и охраны объектов до военных тренингов и лизинга подразделений бодигардов. Упомянутая ранее G4S относится к этой категории ЧВК.

И наконец, новейшей формой ЧВК являются частные разведывательные фирмы и структуры, собирающие информацию под заказ.

В целом, нынешний рынок околовоенных услуг оценивается в сумму порядка 200 тысяч миллиардов долларов. Это в разы больше годового военного бюджета России. Странно было бы не покуситься на такой пирог, тем более, что сотни, если не тысячи русских наемников, рискуют своей головой в интересах других стран, правительств и бизнес-структур.

Примечательно, что российский законопроект предусматривает создание ЧВК исключительно для действий на зарубежных территориях страны. Понятно, что создание эффективных вооруженных группировок внутри страны является потенциальной угрозой суверенитету России. Важнейшим моментом должно быть присутствие государства в любой компании такого рода.

Разработка принципов работы и комплектования российских ЧВК является серьезнейшей аналитической задачей. Первоочередной человеческий ресурс для таких компаний — военные отставники, страйкбольные клубы и парамилитаристские организации российского казачества, которые в массе своей, к сожалению, остаются декорацией и насмешкой над боевой славой предков.

Из казаков, в частности, могут формироваться чисто боевые ЧВК — компании по оказанию военных услуг и охранно-спасательные фирмы, действующие за рубежом. Именно с таких ЧВК и стоит начать, хотя авторы законопроекта видят их скорее в корпоративных смыслах. Рентабельность работы таких компаний будет напрямую связана с развитием рынка страхования и деятельностью государственных страховых организаций.

Например, российский турист, выезжающий в Турцию или другую популярную зарубежную страну, обязательным образом приобретает страховку, гарантирующую "крышу" со стороны российской охранной фирмы, зарегистрированной в этой стране, медобслуживание и эвакуацию в случае чрезвычайной ситуации. Разумеется, турист может выбрать необходимый с его точки зрения объем охранных и спасательных услуг.

Что касается военно-консалтинговых компаний, а также ЧВК, занятых защитой интересов и объектов российского бизнеса за рубежом, то здесь руководящая рука государства более чем необходима.

Читайте также: Казакам вернут боевое оружие

К тому же уровень специальных знаний, которые требуются от сотрудников таких организаций, тесно связан с вопросами безопасности государства вообще, а их деятельность за рубежом часто является элементом внешней политики страны.

Важнейший момент — строжайшее регулирование деятельности ЧВК в России. Фактически иностранные организации такого рода уже действуют на территории РФ и их выдавливание (или же перехват контроля над ними) должно являться одной из главных, хотя и не особо афишируемых задач государства.

В перспективном будущем в локальных конфликтах в интересующих России регионах будет участвовать не "ограниченный контингент российских войск", использование которого традиционно влечет большие внутри и внешнеполитические проблемы, а добровольцы российских ЧВК, которые должны быть защищены от участи пушечного мяса огромными компенсациями в случае ранения или гибели.

Несмотря на пиар крупных военных компаний, способных выставлять полноценные общевойсковые формирования с танками, артиллерией и авиацией, это явно тупиковый и опасный путь. Развитая сеть ЧВК, завязанная на страховые компании и в силу этого вынужденная ценить своих бойцов, даст толчок разработкам ВПК в наиболее востребованном сейчас направлении — создании совершенных средств индивидуальной защиты и нападения. Это не только бронежилеты и автоматическое оружие, но и экзоскелеты, дроны, ПЗРК и прочие примочки, которые ныне возвращают обычной пехоте статус "царицы" полей, лесов и гор.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить