Юрий Лоза: Художник не должен быть голодным

Как обстоят дела в российском шоу-бизнесе? Как артистическая элита живет сейчас и как жила в советское время? Отразился ли текущий кризис на музыкальной индустрии? Эти и другие вопросы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и певец, композитор Юрий Лоза.

Хорошая музыка в России есть 

Почему сейчас только и слышно, что в России нет хороших песен и музыки?

- Те, кто так говорит, болтают ерунду. Просто есть огромный пласт уже написанных песен, которые проще и выгоднее перепеть "точь-в-точь", "один в один" и так далее. Никому новое не нужно, когда уже есть проверенная временем "Темная ночь". И проще и дешевле ее перепеть в двести пятьдесят восьмой раз.

Сам я тоже перестал активно записывать новые песни. Запись означает, что я должен заплатить за студию, заплатить музыкантам, если мне, например, понадобится живая скрипка, я должен буду заплатить скрипачу. Сейчас в стране кризис, он бьет по всем. Только не воспринимайте мои слова как жалобу, я просто констатирую факт.

Другое дело, что, по-моему, когда случается кризис, надо не слезы лить и сопли жевать, а постараться найти людей, которые эти кризисы создают.

Их, по-моему, вся страна с фонарем ищет.

- Корни кризиса лично мне понятны. Фундамент, опора любой страны — ее средний класс. А он у нас не создан. В Швеции среднестатистический бедный отличается от их среднестатистического богатого тем, что он беднее в семь-десять раз. А у нас в семьсот раз.

У нас сложилась уродливая двузубая вилка — есть люди или очень богатые, или очень бедные, а середины нет. Которая, кстати, в основном и ходит на концерты и платит деньги, в том числе артистам.

— Хороши "средние", если у нас цена билета на иные концерты доходит до 25 тысяч!

- Это уже для "верхних", которые деньги не считают. Стас Михайлов как-то мне рассказал, что одна девица на его в концерте в "Октябрьском" выкупила весь первый ряд и сидела одна! Это обычные понты, и все.

Другой человек говорил мне, что пригласил Бритни Спирс на день рождения дочери за десять миллионов. Но она к нему не поехала, потому что у нее контракт с Sony.

Я говорю, а с какого перепуга ты захотел ей отписать десять миллионов? — Ну, дочка захотела на день рождения, — отвечает. Это уже другая психология, психология "золотого миллиарда", который не знает, как потратить лишние деньги. Вот если мы не будем приглашать Бритни Спирс за десять миллионов, а запустим деньги в свою экономику, у нас не будет кризисов.

— Вот тебе раз, мы же строим капитализм. Как можно у кого-то что-то отобрать и запустить в экономику, науку?

- А как сделали это в Швейцарии, во всех развитых странах. Там поняли, что "чистый" капитализм в итоге просто "убьет" страну. И объяснили людям: "Если все не будут жить по законам, не будут делиться, то наша страна просто "лопнет", впрочем, как любая другая страна". До людей донесли главную мысль: есть объективные экономические законы, и их нельзя нарушать. Это прогрессивное налогообложение и строгое исполнение всех законов.

Швейцария вообще очень близка к социализму: у них в законодательстве нет таких лазеек, как у нас, когда что-то запрещено, но если есть специальное решение, то разрешено. Там все однозначно: если нельзя, то нельзя, и точка.

На Украине, в России же богатые думают, что когда "прокукарекает", они "свернут" в Швейцарию, где у них деньги и активы. И только когда они будут жить и устраивать дела здесь, будут планировать свою жизнь здесь — у нас все наладится.

— По-моему, как Америку невозможно убедить жить поскромнее, так и наших олигархов — делиться, жить дружно, творить добро и отдавать лишнее на благотворительность.

— Для этого нужны нормальные законы. Когда я был в Париже, нас привезли к могиле Наполеона. Я говорю сопровождавшим: "О угробил в непонятных войнах больше миллиона французов, на плечах привез казаков в Париж, страну разорил, и так далее. Почему вы с ним носитесь?" Они ответили: "Зато он принял свод законов, по которым Франция живет до сих пор". И эти законы помогают стране "перемалывать" любые проблемы. Французы ценят Наполеона за то, что он организовал жизнь их страны.

В СССР не давали зарабатывать большие деньги

— Вы профессионально работали при советской власти, работаете и сегодня. Можете сравнить концертную деятельность тогда и сейчас, когда было легче?

- Ключевое слово — "сравнить". Ведь все познается в сравнении. Если я зарабатывал триста-четыреста рублей в месяц на гастролях в "Интеграле", а мой отец зарабатывал 120 рублей, будучи инженером на заводе, то я считался тогда богатым человеком.

Но если бы я то же самое делал в любой капиталистической стране, я зарабатывал бы не двести-триста рублей, а двести-триста тысяч долларов в месяц.

 - Но и доллар тогда стоил 63 копейки.

- Правильно. Смотрите, экономика "Интеграла" тогда была такая — весь коллектив стоил триста рублей. Зарплаты маленькие, ставки мизерные. Мы работаем на стадионе. Билет стоит 3 — 5 рублей. Допустим, приходит на концерт четыре-пять тысяч человек. По грубому подсчету, зарабатывали мы двадцать тысяч.

Триста шло "Интегралу", остальное в госказну. Я должен был получать больше, безусловно. Но, тем не менее, по сравнению с инженером, получал много.

Рассказывали такую историю, не помню про кого. Когда одного из больших артистов на совещании спросили, почему он зарабатывает больше, чем министр культуры, он ответил: "Я зарабатываю, а министр получает".

В СССР не давали зарабатывать большие деньги, чтобы человек не выделялся на общем фоне, чтобы невозможно было сравнивать богатых с бедными. И мы все жили примерно одинаково. На кухне у каждого из нас рассказывались одни и те же анекдоты, мы ходили в одни и те же турпоходы. Нам не было плохо, мы не голодали, но у нас не было демонстративно живущих богатых, которые есть сейчас.

Когда мимо вас проезжает человек на "бентли", а вы сами копите на машину всю жизнь, то вы неизбежно соизмеряете свой уровень жизни с его уровнем. И думаете, откуда у него такие дивиденды? И вдруг выясняется, что человек, который ездит на "бентли", ничего не сделал такого, что отличается от того, что сделали вы. Просто он вовремя украл или прибрал к рукам ваши же деньги и теперь может пригласить Бритни Спирс на день рождения своей дочери.

— Есть мнение, что артист, которому много платят, не будет петь о том, что волнует простых людей…

— То есть, художник должен быть голодным? Высоцкий ездил на "мерседесе", вообще был одним из самых богатых людей в артистическом мире.

— Но политика сейчас вошла и в артистический мир…

- Если вы имеете в виду Андрея Макаревича, то нас в общественном сознании как бы разделили: он — протестующий, а я как бы "за". Но мы оба ездим на хороших машинах, для любого человека, что я, что Макаревич -люди, в принципе, достаточно обеспеченные, у нас квартиры, дома загородные.

В неформальной обстановке общаемся, раньше приятельствовали, но уже давно не виделись. Не знаю, как для него, но для меня он никакой не враг. Я уже много раз писал: "Ребята, отстаньте от Макаревича, он имеет право думать так, как считает нужным". Другое дело, что я имею право с ним соглашаться или не соглашаться.

Вопрос в другом: ты можешь придерживаться каких угодно взглядов, но только аргументируй их. Когда какой-нибудь наш "протестант" активно начинает вылезать с требованиями типа "давайте все поменяем", "давайте все разрушим", я говорю: "И что дальше? На Майдане все развалили, и всем стало хорошо?"

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить