В России хотят запретить родителям бить детей

Должно ли государство вмешиваться в дела семьи, указывая родителям, как именно им нужно воспитывать своих детей? Вплоть до уголовной ответственности папы или мамы, отшлепавших ребенка за плохое поведение? Сторонники запрета любых телесных наказаний для детей настаивают на принятии специального закона, запрещающего это делать. Их оппоненты уверены, что такая регламентация государством внутренней жизни семьи приведет к ее разрушению.

Пороть или не пороть? Конечно, в современной России вопрос об использовании розог как средства воспитания детей остро не стоит. Для любого нормального человека ответ на вопрос, нужно ли бить детей, кажется очевидным — естественно, нет. Впрочем, немного подумав, большинство родителей склонится к мысли, что в некоторых ситуациях использовать легкие телесные наказания можно и даже нужно. Например, если ребенок своими действиями может причинить вред себе или окружающим.

Понятно, что у этого метода воспитания есть как свои сторонники, так и противники. На состоявшемся на днях обсуждении этого вопроса в Общественной палате дело дошло — нет, не до драки, разумеется, но до весьма жарких дискуссий. По мнению Руслана Ткаченко, члена Московского родительского комитета, использование легких телесных наказаний иногда необходимо, потому что позволяет воспитать ответственного человека. Точка зрения правозащитницы Аллы Гербер прямо противоположная: "Бить ребенка — это всегда слабость, потому что она эксплуатирует чужую невозможность сопротивляться". По ее мнению, права ребенка должны стоять выше, чем права семьи. При этом все участники дискуссии апеллировали к своему личному опыту: кого-то родители физически наказывали в детстве, и это им помогло в дальнейшей жизни, на кого-то, наоборот, никогда руку не поднимали, и это также сыграло свою благотворную роль.

Казалось бы, о чем тут спорить: все люди разные, и методы воспитания у них тоже разные. В конце концов, это их личные отношения со своими детьми. Но в том-то и дело, что уже не личные. Государство все чаще и решительнее заходит на территорию семьи, пытаясь регламентировать те или иные способы воспитания. Многие европейские страны уже приняли законы, запрещающие использование любых форм телесных наказаний. Крайняя мера для проштрафившихся родителей — передача их детей в приемные семьи или детские дома. В России также немало сторонников принятия подобной юридической нормы.

Читайте также: Родной отец оказался изувером

Впрочем, в некоторых регионах ее уже применяют, даже не дожидаясь специального закона. По словам Ольги Летковой, руководителя "Независимого центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности", примеров такого рода по стране немало: "В Тульской области отец отшлепал ремнем десятилетнего сына, который связался с плохой компанией и перестал ночевать дома. Мальчик пожаловался в органы опеки. Те выписали отцу штраф — пять тысяч рублей — по тысяче за каждый удар. В Санкт-Петербурге отец ударил сына за то, что тот не сделал уроки. Мальчик рассказал об этом в школе. Органы опеки немедленно изъяли ребенка из семьи. Последовали долгие разбирательства, в результате которых у отца не выдержало сердце и он скончался. Мальчика потом все-таки вернули в семью".

По мнению Ольги Летковой, много лет занимающейся проблемами ювенальной юстиции, подобные случаи — не исключение, а самая настоящая тенденция. Не удивительно, что на заседании Общественной палаты присутствовало немало представителей родительских общественных организаций из разных регионов страны, обеспокоенных тем, что государство, по их мнению, провоцирует детей жаловаться на своих родителей, тем самым разрушая основы семьи.

Один из важных аргументов сторонников запрета любых телесных наказаний — наличие прямой связи между подобными наказаниями и депрессией, низкой самооценкой, ухудшением психологической адаптивности детей, а впоследствии и плохими взаимоотношениями с родителями и представителями власти. Как правило, они ссылаются на научные исследования в этой сфере. Сотрудники российской общественной организации "За права семьи" решили сами разобраться в этом вопросе и подготовили доклад на тему "Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты". "Мы выяснили, что сторонники запрета телесных наказаний ссылаются на исследования Мюррея Штрауса. Но при этом нигде не сообщается, что существуют другиеисследования,полностью противоречащие результатам Штрауса", — говорит Денис Степанов, представитель организации "За права семьи".

Читайте также: Ремнем и словом по счастливому будущему

В частности, среди наиболее серьезных оппонентов Штрауса американский ученый Роберт Лазерер, более 20 лет изучающий различные подходы к семейной дисциплине. Именно на его исследования опиралась Американская коллегия педиатров, поддержавшая метод умеренных телесных наказаний как один из способов воспитания детей. Доктор Лазерер провел мета-анализ всей научной литературы за последние 50 лет, посвященной воздействию телесных наказаний на ребенка. В результате ученый пришел к следующим выводам. Если телесные наказания являются основным методом воспитания, то есть применяются чуть ли не ежедневно по поводу и без, это приводит к отрицательным последствиям в воспитании. Если телесные наказания используются время от времени, но довольно часто, это не приводит к более худшим результатам, чем при использовании других методик воспитания. Ну, а если телесные наказания использовались только в том случае, когда дети не реагировали на более мягкие дисциплинарные тактики, при этом родители наказывали ребенка без гнева и раздражения, это приводило впоследствии к лучшим результатам, чем альтернативные стратегии воспитания.

Таким образом, ученый приходит к выводу, что не существует оснований утверждать, что легкие телесные наказания, используемые в определенных случаях, наносят вред ребенку. Американская коллегия педиатрии в свою очередь указывает, что сторонники запрета телесных наказаний зачастую намеренно смешивают умеренное физическое воздействие с действительно жестоким насилием по отношению к детям. В последнем случае двух мнений быть не может — такие родители должны нести уголовное наказание, что предусматривает законодательство всех цивилизованных стран.

"В российском законодательстве существуют уголовные статьи, предусматривающие наказание для родителей в случае жестокого обращения с детьми. Пытаться с помощью закона регламентировать каждый шлепок или подзатыльник, справедливый он или нет, — это путь в никуда. Родители отвечают за воспитание своих детей, и у них должны быть рычаги для достижения результата", — считает Ольга Леткова.

Кстати, представители организации "За права семьи" развенчивают в своем докладе еще один весьма показательный миф о якобы ужасной жестокости российских родителей, регулярно убивающих своих детей. В докладе приводятся цитаты из СМИ, где фигурируют цифры — от 10 до 200 тысяч российских детей ежегодно погибают от рук родителей. Чуть меньшие цифры озвучивают и вполне официальные лица: в частности, депутат Лахова говорила о двух тысячах детей.

Между тем, авторы доклада приводят данные Генпрокуратуры, по которым в период с 2000-го по 2005 годы от рук родителей погибло 1086 детей. Эти цифры совпадают с данными Российского детского фонда. Конечно, 200 ежегодно погибающих от рук родителей детей — тоже страшная цифра, но все же это не две тысячи и, тем более, не 200 тысяч.

Родители, протестующие против введения юридического запрета на любые телесные наказания детей, конечно, беспокоятся не из-за того, что им официально запретят шлепать ребенка. Как показывает опыт Швеции, о котором также говорится в докладе, родители как применяли легкие телесные наказания, так и продолжают это делать — число сторонников такого воспитания после запрета даже возросло. Дело в другом: с помощью этой юридической нормы государство получает практически ничем неограниченный рычаг влияния на семью. Ребенок, обидевшись на родителей, пожаловался в органы опеки, соседи донесли, и семья уже взята на контроль: ее регулярно проверяют органы опеки, а в случае чего могут использовать и крайнюю меру — отобрать детей. Пример Швеции это подтверждает. Как пишут авторы доклада, после введения запрета на телесные наказания уровень вмешательства государства в дела семьи там существенно возрос. В результате 46 семей из каждых ста, оказавшихся на контроле органов опеки, разрушаются — то есть у них отбираются дети для передачи их в приемные семьи. Разумеется, каждый раз это объясняется исключительно заботой о благе ребенка. Грозит ли России такая ситуация? Пока вопрос остается открытым.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру