Чернобыль еще не закончился

Не забыть уроки ядерных катастроф

Скорбная дата — 26 апреля 1986 года. В этот день произошла ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС. Атомная энергетика не стала более безопасной за эти годы. Единственным мудрым решением является сворачивание ядерных программ, в том числе и на Украине, к такому выводу пришли участники пресс-клуба "Традиции ядерных катастроф: забыть или продолжить?", состоявшемся в Киеве при участии украинских и европейских общественных экспертов.

Известный бельгийский документалист и режиссер, автор фильмов "Чернобыль навсегда" и "Добро пожаловать в Фукусиму" Ален де Алле (Alainde Halleux) отметил, что его удивляет отношение к аварии на Чернобыльской АЭС как к чему-то уже завершившемуся — "это не так, Чернобыль еще не закончился". Удивляет и то, что о Чернобыле на Украине вспоминают, как правило, только к очередной годовщине. А еще больше удивляет то, что и аварию на Фукусиме в мире тоже уже начинают забывать. Между тем, по его мнению, следующая атомная катастрофа может случиться в Европе.

"После катастрофы на Чернобыльской АЭС, мы в Европе говорили себе, что это же было в СССР, такое никогда не случится в демократической стране! — сказал режиссер. — После аварии на Фукусиме говорят, что это же в Японии, там повышенная сейсмичность и часты случаи цунами — такое никогда не случится у нас! Вопрос в том, сколько еще человечество может позволить себе наступать на одни и те же грабли, и не будет ли в следующий раз слишком поздно".

Ален де Алле отметил, что он делал фильмы о тяжелых условиях, в которых работают подрядчики на АЭС во Франции. По его словам, эти люди испытывают постоянный стресс, среди них часты случаи суицидов, а ведь от того, насколько качественно они делают свою работу, напрямую зависит безопасность работы станций. Так что причиной следующей аварии может стать не недостатки технологий, не стихия, а человеческий фактор, и произойти такая авария может где угодно, хотя бы и в Европе, резюмировал режиссер.

Читайте также: Япония: страна заката "мирного атома"?

Впрочем, имеющиеся технические проблемы тоже вызывают серьезное беспокойство. Ян Хаверкамп, эксперт по ядерной энергетике и экологической политике "Гринпис", подчеркнул, что стресс-тесты европейских атомных реакторах не доказали их безопасности. "Стресс-тесты, к проведению которых присоединилась и Украина, рассмотрели ряд вопросов, поднятых аварией на Фукусиме, например, сейсмические риски, риск затопления, утрата энергоснабжения на охлаждение активной зоны, но оказалось, что каждая атомная станция в Европе нуждается в существенной модернизации, — сказал эксперт. — Однако многие другие проблемные моменты не были учтены и оценены. Эксперты "Гринпис" пришли к выводу, что 20 из 33 проверенных нами реакторов должны быть немедленно закрыты. Остальные 13 должны оставаться выключенными до тех пор, пока не будут проведены существенные меры по их модернизации".

Эксперт Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) Ирина Головко напомнила, что в то же время Украина продолжает наращивать риски в атомной энергетике. "Несмотря на то, что авария в Японии произошла на реакторе, который за месяц до этого получил разрешение на продолжение работы, правительство Украины продолжает готовить старые украинские реакторы к работе на дополнительные 20 лет", — отметила Головко. Ирина Головко также подчеркнула, что на Украине после аварии на Фукусиме даже не ведется дискуссия о том, стоит ли продолжать развивать дальше атомную энергетику, или же необходимо отказаться от нее и найти новые источники энергии — спорят только о количестве реакторов.

В то же время, считает эксперт, навязываемый обществу тезис о будто бы абсолютной безальтернативности энергии атома не выдерживает критики. "Атомная энергетика обеспечивает лишь 6 процентов общего конечного энергопотребления страны,и у нас есть достаточный потенциал возобновляемых источников энергии, чтобы постепенно заместить атомные мощности", — сказала Ирина Головко.

Она добавила, что за счет использования существующего потенциала возобновляемых источников энергии Украина может к 2030 году покрывать 27 процентов потребности в электроэнергии, что исключает необходимость "сверхпроектного" продления сроков эксплуатации ядерных энергоблоков (соответствующие расчеты НЭЦУ были представлены журналистам).

Читайте также: Плавучая АТЭС стала в России долгостроем

По мнению экспертов НЭЦУ, Украина имеет большой потенциал для повышения энергоэффективности, чтобы позволить себе постепенно сокращать зависимость от атомной энергии. При этом страна получит ряд преимуществ в долгосрочной перспективе: снизит ядерные риски, сократит расходы на утилизацию отработанного ядерного топлива, сможет улучшить качество окружающей среды.

Напомним, что в марте текущего года Европейский банк реконструкции и развития выделил Украине 300 миллионов евро на комплексную программу повышения безопасности энергоблоков украинских АЭС. При этом украинские атомщики признают, что средств хронически не хватает. По данным Института общей энергетики Национальной академии наук Украины, в прошлом году НАЭК "Энергоатом" недофинансировал мероприятия по безопасности украинских АЭС на 2 миллиарда гривен.

Известный научный журналист и писатель Владимир Губарев вспомнил, как в мае 1986 года он ехал с академиком Валерием Легасовым с Чернобыльской станции в поселок за пределами 30-километровой зоны — на ночлег. Это были самые первые дни, когда не было ясно, что именно произошло, как с этим бороться. И тогда он спросил академика — это надолго? Ответ был: это навсегда. "И вот это "навсегда" я запомнил на всю жизнь", — сказал Губарев "Правде.Ру".

Читайте также: Драмы науки: смерть академика Легасова

"К сожалению, это правда. Никогда до этого дня в истории ничего подобного не было, с этого дня весь мир изменился", — отметил Владимир Губарев, добавив, что дело даже не в радиационном загрязнении, а в психологии. Человечество, уверенное до той поры в прогрессивности, чистоте и надежности мирного атома, вдруг увидело, какую угрозу он таит.

"Чернобыль первый показал, что все может произойти, если люди теряют ответственность. Прежде всего, взрыв в Чернобыле — это взрыв безответственности, которая была тогда и которая есть, к сожалению, сегодня", — сказал Владимир Губарев, добавив, что затем последовал ряд техногенных катастроф, одна из которых — Фукусима — происходит сегодня. И все уже понимают, что последствия атомных аварий "растянуты" на столетия. "Это особый вид явлений, с которыми человечество раньше не сталкивалось. Вот в этом особенность Чернобыльской катастрофы", — отметил Губарев. Он вспомнил, что в 1986 году его поразило и поражает до сего дня, "как фантастически работали люди" на Чернобыльской АЭС, в сжатые сроки построившие саркофаг над разрушенным реактором. Люди понимали, что своим трудом "закрывали от беды все человечество".

Владимир Губарев сообщил о малоизвестном факте: правительственная комиссия тогда могла и не принимать решения о строительстве укрытия. "Можно было оставить реактор, ничего с ним не делать… Но тогда заражение территорий было бы гораздо большим, по сравнению с сегодняшним. И тогда было принято решение накрывать реактор сверху", — сказал он. По словам Губарева, японцы делают ошибку, не допуская ликвидаторов чернобыльской аварии на Фукусиму — "они бы там быстро навели порядок". Сама же авария на японской станции, считает Губарев, ничуть не менее серьезная, чем была авария на Чернобыльской АЭС.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Лубенский
Андрей Лубенский — русский поэт и писатель, бывший корреспондент Правды.Ру на Украине *
Обсудить