Продолжение беседы в "Клубе главного редактора" с генерал-полковником Борисом Уткиным

Леонид Говоров - маршал, спасший Ленинград

О пирах якобы для высшего руководства в ленинградскую блокаду твердят либеральные псевдоисторики, умалчивая об организаторах обороны и авторах победы. А среди них на первом месте — маршал Советского Союза Леонид Говоров. О его роли рассказал участник войны генерал-полковник Борис Уткин в беседе с главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой.

— Борис Павлович, в ходе обороны и блокады Ленинграда осенью-весной 1941-42 года сменилось несколько крупных военоначальников, — генералы Попов, Хозин, Георгий Жуков, маршал Ворошилов, наконец… Не стало ли это причиной многих неудач?

— Бесспорно, частая сменяемость командующих — веcьма отрицательный фактор. Но это свидетельствует и о том, что вокруг Ленинграда сложилась крайне тяжелая военная ситуация. После того, как сменили несколько командующих фронтов, встал вопрос о том человеке, который решит ленинградскую проблему наиболее эффективно. Вопрос был решен — остановились на кандидатуре в то время генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова, командующего 5-й армией на Можайском направлении под Москвой. Это человек особой судьбы. Родился в глубинке, в Вятской губернии, в бедной семье, старший из четырех братьев. Все избрали впоследствии военную карьеру офицеров-артиллеристов. Поступил в 1916 году в Петроградский политехнический институт, учился на кораблестроителя, потом призван в армию, закончил Константиновское артиллерийское училище. Командир артиллерийского дивизиона в царской армии — это он подбил первый английский танк в Первую мировую, воевал на стороне Колчака в гражданскую. То есть в колчаковскую армию он был тогда мобилизован, капитан Говоров.

— А ему было полное доверие политическое потом, когда он стал красным командиром?

— Абсолютно полное доверие. А оно возникло очень просто, потому что капитан Говоров со своим дивизионом перешел на сторону Красной Армии и определил успех целой операции. И поэтому перед войной он — начальник артиллерийской академии. Закончил Академию Генштаба, был командующим дивизией. Говорова попробовали на финской войне в качестве советника, поставили, в том числе по предложению Жукова, назначили артиллерийского командира командующим пятой войсковой армией. Это чрезвычайно редкий случай для Советской Армии — обычно войсковыми соединениями и объединениями командовали пехотинцы или танкисты. 5-я армия закрыла Можайское направление. И Говоров практически 3 декабря 1941 года отбил последнюю танковую атаку немцев, когда они хотели соединиться по Киевскому и Можайскому шоссе, и это был последний акт в Московской битве.

Два ордена Ленина в течение трех месяцев получил Леонид Александрович за Московскую битву. Это 41-й год, когда награды раздавались еще туго, медаль "За отвагу" получить было трудно, а тут два высших ордена… Именно его после Московской битвы пригласил Верховный Главнокомандующий Сталин для того, чтобы быть назначенным в Ленинград. Не забудем, что там уже побывали многие именитые генералы и маршалы… И тем не менее генерал-лейтенанту было доверено оборонять важнейшее в военно-политическом отношении направление.

Сталин сформулировал три задачи. Первая задача — спасти город от разрушения. Вторая задача — не сдать город немцам. И наконец, третья задача — накопить внутри, в блокаде, а это 3 тысячи квадратных километров, общее население — 3,8 миллиона, накопить в границах кольца воинские силы для того, чтобы деблокирование провести изнутри. Говоров должен был накопить силы и ударить по врагу. Так и получилось впоследствии: через пролив на Ораниенбаумский плацдарм была переброшена целая 42 армия, и противник оказался по сути дела в окружении, когда проводилась операция по деблокированию — удар основной с востока, и вдруг с запада в сторону Новгорода — целая группировка с Ораниенбаумского плацдарма. Таким образом, эти вот три задачи в кратком изложении, они были решены под руководством Говорова — в начале генерал-лейтенанта, доросшего в итоге до Маршала Советского Союза.

— О таких важнейших деталях сейчас не многие знают…

— Я не успел упомянуть об одном маленьком штрихе. Такого человека, которому было поставлено три стратегические, жизненно важные для страны задачи, который притянул к себе такое большое внимание, теперь пытаются уличить в том, что он много ел, в то время, когда народ голодал.

— В основном о Жданове говорят, о его пирах…

— Какая разница? Говоров возглавил военный совет, а военный совет — это Говоров, Жданов и Гусев. Правда, еще Кузнецов молодой.

Говоров, между прочим, был не совсем здоров, перед назначением перенес операцию аппендицита. И с ним была супруга и сын Владимир, который, кстати, воевал на передовой, комбат, позже — генерал армии, командующий Московским округом, заместитель Министра Обороны СССР, Герой Советского Союза. Другой сын, Сергей, родился в воюющем Ленинграде в 1944 году. И поэтому скажите, пожалуйста, если маршалу попутным самолетом прислали ананас или мандарин, в чем преступление-то против морали? Человека, который руководит операциями с участием нескольких миллионов человек, да беречь его надо… И ведь эти обвинения распространяют люди, которые в других ситуациях кричат о недопустимости уравниловки, по их мнению существовавшей в СССР.

— И нагрузки были колоссальные, нервные и физические, люди работали на износ…

— Жданов умер в 52 года, Щербаков, был такой член Политбюро, руководитель Москвы, — в 44 года, на следующий день после парада Победы… Об этом я в свой книге написал. Работа дни и ночи, работа внутри блокады, работа в войсках. Это непомерная нагрузка.

— Тем более, что в приоритете для продовольственного снабжения были не только генералы…

— Вы знаете, Говоров руководил Военным Советом, который определял, как жить городу. Ленинград отрезан, больше, чем три миллиона людей нужно кормить, лечить, детей, студентов надо учить, организовывать промышленность.

Вот некоторые факты. В самое тяжелое время, зимой 41-42-х годов организовали усиленное питание для ученых, академиков и членов-корреспондентов Академии наук, всего около 300 человек, не считая членов семей. Выдавали единовременно полкило сливочного масла, три килограмма муки, 9 килограммов хлеба, две бутылки вина, шоколад, печенье, крупы, консервы… В вузах были организованы стационары, где ученые и сотрудники могли отдохнуть при повышенном довольствии. В феврале 1942-го Военный Совет утвердил нормы питания для 30 тысяч блокадных детей в 85 детских домах — в месяц 9 килограммов муки, полтора килограмма мяса, килограмм жиров, 15 яиц, что, по меркам блокады, очень много. И это тоже Говоров, маршал Ленинградской победы.

И не только это. Мало у нас знают, что, к примеру, через Ладогу был проложен всего за 14 дней бронированный продуктопровод, по которому качали нефть и бензин, под бомбежками трубы уложили по дну озера.

— Уложили по дну? Господи! 70 лет назад уже могли такое делать, задолго до "Южного" и "Северного" потоков…

— Хорошее сравнение… А руководила этой беспрецедентной стройкой женщина по фамилии Старовойтова, была инженером проекта. Организовали и линию связи, два бронированных провода от Москвы через Ладогу до Смольного. Ну, а "Дорога жизни" — каждый день измеряли лед, и как только он достиг 20 сантиметров, пошли машины. Бесперебойный воздушный мост и новую флотилию на Ладоге, уверен, помнят и пока не забыли… Так что к памяти о войне надо относиться честно.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить