Алексей Матиясевич и субмарина "Лембит" потопили 21 фашистский корабль

Лики войны: капитан бессмертной субмарины

В 1940 году, после присоединения Эстонии к СССР в состав Балтийского флота вошел подводный минный заградитель "Лембит", построенный в Великобритании. Субмариной командовал капитан Алексей Михайлович Матиясевич. Умелые действия экипажа и командира спасали лодку в самых безнадежных ситуациях. За годы Великой Отечественной войны "Лембит", прозванный "бессмертной субмариной", потопил торпедами и минами 21 вражеский корабль и, возможно, таранным ударом уничтожил немецкую подлодку U-479.

За боевой поход в 1942 году Алексею Матиясевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. но получил он только орден Ленина. Капитан 1-го ранга в отставке Матиясевич занимался океанографией. Действительный член Географического общества СССР, член Полярной комиссии, он составлял лоции полярных морей и написал уникальную и интереснейшую книгу воспоминаний. В 1995 году указом президента РФ Матиясевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Читайте также: Лики войны: "профессор" Игорь Аганин

Алексей Михайлович Матиясевич родился в Смоленске в 1905 году. В 1919 году бойцы 7-й армии под командованием М. С. Матиясевича — отца будущего прославленного подводника — отбросили войска Юденича от Петрограда и освободили город Ямбург. В свой первый морской рейс сын героя Гражданской войны ушел 16-летним пареньком, юнгой на буксирном пароходе "Амстердам". Через время он стал штурманом, в неполные 27 лет впервые встал на капитанский мостик. Он водил советские суда в порты многих стран мира. В июле 1941 года, закончив специальную подготовку, Матиясевич назначен помощником командира на подводной лодке "Лембит". В октябре того же года его утвердили командиром этой лодки.

"По вооружению "Лембит" относился к минно-торпедным подводным лодкам, — писал в своих мемуарах "В глубинах Балтики" Матиясевич. — В носу — четыре торпедных аппарата и четыре запасные торпеды в первом отсеке лодки. В булях (у большинства боевых кораблей служат для защиты основного корпуса корабля от действия подводного взрыва мины или торпеды — Ред.) по бортам — минные шахты, в каждой из которых помещалось по две морские якорные мины, всего 20 мин. Постановка мин возможна в подводном и надводном положениях лодки. Автоматическая 40-миллиметровая зенитная пушка системы "Бофорс" установлена на подъемной платформе в специальной герметической шахте. Чтобы приготовить пушку к стрельбе, требовалось не более полутора минут. Кроме пушки, имелся один пулемет системы "Льюис".

К началу лета 1942 года число немецких мин, выставленных в Финском заливе, достигло почти 13 тысяч. На некоторых островах и по берегам залива у кригсмарине имелись шумопеленгаторные и радиолокационные станции. Балтийское море фашисты объявили морем Германии, по которому можно курсировать, не опасаясь советского военно-морского флота. Советские надводные корабли не могли вести борьбу на коммуникациях противника. Такую задачу командование возложило на подводные лодки.

Вечером 17 августа 1942 года "Лембит" вышел с Большого Кронштадтского рейда. Почти сутки шли в подводном положении рекомендованными курсами. Не встретили ни одного корабля противника, не нарвались на мины. Ночью произвели винт-зарядку (зарядку аккумуляторов на ходу) и хорошо провентилировали лодку. В конце вторых суток плавания перед всплытием для зарядки обнаружили на расстоянии трех кабельтовых тральщик противника, после того, как он скрылся в шхерах, произвели вторую винт-зарядку. На следующий день на глубине 30 метров благополучно прошли сквозь минное поле. Смертоносная начинка хлестала тросами по борту субмарины, отдаваясь в сердце каждого подводника. Спустя 75 часов 40 минут "Лембит" успешно форсировал Финский залив и вышел к цели в Балтийском море. Через сутки пребывания на позиции, "Лембит" не обнаружил ни вражеских судов, ни самолетов.

Команда "Аппараты товсь!" раздалась только к вечеру следующего дня, когда советская лодка впервые обнаружили на горизонте группу военных кораблей: два сторожевика класса Kaparen и два тральщика. "Сблизиться с ними на дистанцию торпедного залпа не удалось, — вспоминал позже Матиясевич. — С наступлением сумерек обнаружили два транспорта в охранении двух тральщиков. В перископ видно плохо. Всплывать на поверхность? Еще светло, лодка тотчас будет замечена. Стрелять по акустическому пеленгу? Велика дистанция. Все же мы пошли на сближение, однако суда через семь минут скрылись в шхерах. Опять неудача".

Только светлым сентябрьским утром вахтенный командир штурман доложил, что приближаются восемь транспортов под охраной сторожевых кораблей и катеров. Две торпеды, пущенные с "Лембита", разорвали идущий вторым корабль водоизмещением 5-6 тысяч тонн. Немецкий сторожевик прошел почти над нашей лодкой, но бомб не сбросил, по-видимому, посчитав, что транспорт подорвался на мине.

Что значит водоизмещение вражеского корабля, выраженное в сухих цифрах, на самом деле? Об этом снова читаем у Алексея Михайловича: "На транспорте водоизмещением в 10 тысяч тонн может быть размещено в трюмах и на палубе 5-6 тысяч тонн разного груза, например 80-90 тяжелых танков или 250 бронеавтомобилей. Если транспорт перевозит войска, то в его трюмах и каютах может разместиться 2 тысячи солдат и офицеров с вооружением и боеприпасами. Отправляя на дно морское транспорт с продовольствием, подводники уничтожали двухмесячный паек четырех-пяти фашистских дивизий. Особое значение имело потопление танкера. Танкер водоизмещением в 10 тысяч тонн мог принять до 6 тысяч тонн горючего, чего хватило бы для одной заправки тысячи самолетов-бомбардировщиков Ю-88 и нескольких тысяч средних танков".

"После атаки на пять часов положили лодку на грунт. Перезарядили торпедные аппараты и праздничным ужином отметили первую победу", — написано в мемуарах будущего героя. Вторая атака не удалась по причине отсутствия кормовых торпедных аппаратов — в наличии только носовые! Затем море три дня штормило. Заметили еще один конвой. Торпедный залп ушел вхолостую. Слава Богу, что снова не заметили, но жаль торпед. Автономность лодки, по словам торпедников, была полностью исчерпана: запасов топлива, воды и продовольствия оставалось только на переход на базу. Ночью получили приказ из штаба бригады возвращаться домой, но решили остаться на сутки: "Стыдно прийти домой только с одним транспортом".

14 сентября Матиясевич отметил: "Три транспорта шли строем уступа, в 18-20 кабельтовых им в кильватер следовали еще два. Охранение — три сторожевых корабля и дозорный катер. Взрыв! За ним второй! Смотрю в перископ: головной транспорт горит, над его четвертым трюмом поднимается густой бурый дым и вырывается пламя. Люди в панике прыгают за борт. По-видимому, он гружен боезапасом. Второй транспорт, высоко задрав корму и обнажив винт, тонет. Гитлеровцы не получат подкрепления! Это наша помощь осажденному Ленинграду".

Впервые в истории Балтийского флота была произведена одновременная торпедная атака сразу двух целей. Тут наших заметили и сбросили на "Лембит" 50 глубинных бомб. В отсеки подлодки стала поступать вода, возник пожар. Благодаря выучке экипажа и грамотным действиям командира удалось избежать паники и частично устранить повреждения. Именно за этот боевой поход капитан Алексей Михайлович Матиясевич был удостоен звания Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина.

Читайте также: Лики войны: летчик, которого спасла молитва

Приходилось слышать, что Матиясевич не получил Звезду Героя из-за своей критики "Атаки века" — потопления советской подлодкой "С-13" (командир Александр Маринеско) немецкого пассажирского судна Wilhelm Gustloff. Тут затруднительно что-то точно сказать, ведь нападение на "Вильгельм Густлофф" произошло 30 января 1945 года, а поход "Лембита", за который его капитан был представлен к награде, состоялся в августе-сентябре 1942 года. Безусловно бывало, что награда искала героя не три, а тридцать три года, но все-таки странно связывать критику, если она и была, с тем, что сделал Матиясевич. Кроме того, капитана 3 ранга А. И. Маринеско уже 14 сентября 1945 года отстранили от занимаемой должности и понизили в воинском звании до старшего лейтенанта. Это было сделано по приказу наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, а не вследствии критики Матиясевича.

Всего в должности командира Алексей Михайлович совершил шесть боевых походов, седьмой (еще в 1941 году) — в должности помощника командира. Матиясевич скончался 28 января 1995 года, звание Героя Российской Федерации ему присвоили в сентябре того же года.

Читайте все публикации в серии "Лики войны"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить