Подвиг Зои Космодемьянской

Зоя Космодемьянская: Вторичная казнь не прошла

Время от времени предпринимаются попытки очернить подвиг истинно народных героев советской эпохи. Не избежала этой участи и самоотверженная 18-летняя Зоя Космодемьянская. Сколько ушатов грязи на нее вылили в начале 90-х, но время смыло и эту пену. В эти дни 72 года назад Зоя погибла смертью мученицы, свято веря в свою Родину и ее будущее.

Разве возможно победить народ, который отступая, оставляет врагу выжженную землю? Разве можно поставить на колени людей, если женщины и дети безоружными готовы разорвать глотку здоровенному детине? Чтобы победить таких героев, нужно постараться сделать так, чтобы их больше не было. И тут есть два пути — насильственная стерилизация матерей или кастрация памяти народа. Когда враг приходил на Святую Русь, ему всегда противостояли люди Высокой Веры. В разные годы она меняла внешние покровы, долгое время вдохновляя христолюбивое воинство, а потом билась под кумачовыми знаменами.

Знаменательно, что первая из женщин, которой в Великую Отечественную войну было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) родилась в семье потомственных священников. Зоя Анатольевна носила обычную для православных священнослужителей фамилию Козьмодемьянская. Своим происхождением фамилия обязана святым братьям-чудотворцам Косьме и Дамиану. В русском народе греков-бессребреников быстро переделали на свой лад: Козьма или Кузьма и Дамиан. Отсюда и фамилия, которую носили православные батюшки. Деда Зои, священника Знаменской церкви в тамбовском селе Осино-Гай, Петра Иоанновича Козьмодемьянского, летом 1918 года после жестоких истязаний большевики утопили в местном пруду. Уже в советские годы устоялось и привычное написание фамилии — Космодемьянские. Сын священника-мученика и отец будущей героини, Анатолий Петрович, сначала учился в духовной семинарии, но вынужден был ее бросить.

Читайте также: Страницы истории: Зоя Космодемьянская

О Зое Космодемьянской и ее подвиге советские люди узнали в январе 1942 года, но не было в очерке газеты "Правда" подробностей и даже имя юной партизанки было изменено. В своей статье "Таня" корреспондент газеты Петр Лидов рассказал о схваченной фашистами в подмосковной деревне Петрищево комсомолке, которая назвала врагам только свое вымышленное имя и, хотя подверглась изощренным пыткам, не выдала товарищей и не попросила пощады.

Вечером того же дня диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая, едва сдерживая слезы, рассказала о юной партизанке. 18-летнюю девушку повесили 29 ноября 1941 года, а над трупом пьяная солдатня продолжала измываться целый месяц. Немецкие офицеры не позволяли предать его земле. Бытует легенда о том, что когда Сталину доложили о казни Зои, Верховный распорядился не брать в плен военнослужащих 332-го пехотного полка вермахта, виновных в гибели героини. Одно время по страницам печати ходила версия, что погибшей "Таней" была не Зоя Космодемьянская, а другая партизанка — Лиля Азолина.

Зоя Космодемьянская входила в состав одной из диверсионно-разведывательных групп, специально созданных в дни битвы за Москву для действий за линией фронта. Следовательно, она не была партизанкой, а была красноармейцем. В партизанской части № 9903 штаба Западного фронта за подготовку диверсантов отвечал легендарный чекист из латышей Артур Карлович Спрогис. 17 ноября вышел приказ Ставки Верховного главного командования № 0428, в котором ставилась задача: лишить "германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом". Через день-другой командиры диверсионных групп П. С. Проворов и Б. С. Крайнов получили задание "сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения — 5-7 дней".

Боевое крещение Зои, как и следующий выход в районе Волоколамска, где группа минировала дороги в тылу противника, прошли успешно, но возвращаясь группа наткнулась на засаду, потеряв многих своих товарищей. Лишь позже удалось узнать, что у деревни Головково в плен попала участница группы Вера Волошина. Ситуация один к одному схожая с тем, что произошло с Зоей Космодемьянской: пытки и казнь. После перестрелки у деревни Головково трое оставшихся в живых партизан, среди которых была и Зоя, пошли в деревню Петрищево.

Партизанке удалось поджечь три дома. Отсидевшись в лесу, на следующую ночь (или через ночь) Зоя вновь пошла в деревню, чтобы до конца выполнить задание по уничтожению населенного пункта Петрищево. В доме некоего С. А. Свиридова квартировали четверо офицеров и переводчик. Когда партизанка поджигала сарай с сеном, хозяин дома заметил ее и сдал оккупантам, за что был вознагражден бутылкой водки. После развала СССР некоторые СМИ (уже не за водку) пошли на дешевый подлог и объявили, что в Петрищеве не было немцев, а партизанку схватили сами местные жители, дома которых она собиралась поджечь. Только одна страшная подробность всплыла в те мутные годы беспрестанных потоков клеветы на все советское — героиню пытали не только немцы, но и свои. Хотя для кого они свои? Деда-священника и внучку-комсомолку извели люди, говорившие на одном с ними языке, но не понимавшие их и не имевшие их Веры.

Зоя Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Однако вторичную казнь народной героине устроили в постсоветский период ненавистники России.

Несколько лет назад известный российский ученый и публицист Сергей Кара-Мурза точно обозначил причину ненависти к Зое Космодемьянской: "Почему ее образ надо было испоганить? Она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, например, Лиза Чайкина). И народное сознание, несмотря на официальную пропаганду, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа. И те, кто над этим образом глумятся, стремятся подрубить именно эту основу".

В СССР о Зое Космодемьянской слагали стихи, писали книги, сняли два кинофильма "Зоя" и "Битва под Москвой", а потом началась масштабная кампания по дискредитации образа народной героини. Помните, с чего мы начали? Что нужно для победы над врагом? Да, просто — уничтожить священников, убить героев, а потом очернить память о них. Все, имеем дело не с врагом, а с послушным стадом. Старая истина: скажи, кто твой друг! Если кто-то, таящийся под любой личиной, вдруг вякнет, что Зоя Космодемьянская не героиня — это враг России. Земной путь Зои Космодемьянской весьма схож с дедовским не во внешней символике, а в Высшем Смысле.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *