Крейсер "Аврора": от легенды к скандалу

Крейсер

Легендарный крейсер "Аврора" отправился в очередной (сложно сказать, в какой по счету) ремонт. Чего только не пережил крейсер на своем веку: выстоял в Русско-японской войне, сражался в Первой мировой, стал символом Революции, был потоплен фашистами, но даже после этой истории восстал, как Феникс, из пепла. Но в чем, собственно, героизм крейсера?

Наверное, этот материал не столько на темы истории, сколько просто — мысли по поводу. Хотя и не простые… Но сначала о героическом. В уникальной технической операции на Неве и в Финском заливе по пути к Кронштадту приняли участие 11 вспомогательных судов, буксиров и катеров Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота и свыше 150 гражданских и военнослужащих. Буксировочная операция завершилась постановкой исторического крейсера в не менее исторический "док Велещинского". Музейные предметы с крейсера на время ремонта переведут на временное хранение в помещения Центрального военно-морского музея, филиалом которого является "Аврора". На борту останутся старинное пианино еще императорских времен (о нем еще будет упомянуто ниже), панорама невского рейда и ряд предметов в машинном отделении.

Закончить ремонт и вернуть крейсер на место у Петроградской набережной Санкт-Петербурга планируется в 2016 году. Стоимость работ — 120 миллионов рублей. Экспозиция корабля-музея "Аврора" после ремонта крейсера будет расширена с 284 до 487 предметов, а революционные события 1917 года перестанут быть ее главной темой. Но вот история флота России забыта явно не будет — во всяком случае, в это хочется верить. То, что флот у нас как таковой героический, верится без труда. А вот сама "Аврора", ставшая как бы носителем этой истории…

Предвижу, что некоторые ветераны ВМФ вознегодуют, прочитав следующие вопросы. В чем, собственно, героизм крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический и легендарный, как мы привыкли думать в не такие уж и забытые советские времена? Но ведь действительно — никаких особых подвигов этот корабль за свой долгий век так и не совершил. Хотя выстрел из бакового орудия "Авроры" в отдаленном приближении (чуть не написал — притягивая за уши) чем-то неординарным назвать, по-видимому, можно. Считается, что именно с этого выстрела началась революция — так наше поколение в школе учили. Но как было на самом деле — тут вот уже споры начинаются.

Читайте также: Северный морской путь: c Россией навсегда

Pravda.Ru. помнится, несколько лет назад уже приводила некоторые малоизвестные широкой публике факты про "Аврору", и теперь, как говорится, продолжение последовало. Строительство крейсера началось 4 июня 1897 года на верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Свое название крейсер получил в честь фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856 годы). Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство". Крейсер "Аврора" был спущен на воду 24 мая 1900 года при личном участии царя Николая II, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.

В сентябре 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток, где занималась Русско-японская война. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении "Аврора" выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Правда, ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер "Аврора" избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года. В 1906 году крейсер "Аврора" своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

"Аврора" приняла участие и в Первой мировой войне, правда, геройских дел за крейсером замечено тоже так и не было. В конце 1916 года корабль был отправлен для ремонта в Петроград на франко-русский завод. Большинство экипажа в 1917 году присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда.

По легенде, 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия "Авроры", произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости — на самой "Авроре" якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские "пиарщики", которые и сделали "Аврору" настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

Читайте также: Фильм "К-19" - полный комплект лжи

Известный публицист, историк и кинематоргафист, капитан первого ранга Сергей Апрелев напомнил автору этих строк о воспоминаниях Льва Андреевича Поленова, командира "Авроры" с ноября 1922 по январь 1928 года. Так вот, согласно этим воспоминаниям, миф об "Авроре" как корабле революции был создан лишь в 1926 году. В 30-х годах воспоминания командира уже советской "Авроры" были изъяты почти все найденные НКВД книжки мемуаров Поленова. Но кое-что осталось, в том числе и память.

Итак, 25 октября 1917 года из Смольного неожиданно приказано было стрелять фугасными снарядами по Зимнему (а сигнал к штурму, вполне логично, подавался из Петропавловки — крепость-то почти напротив дворца, а сама "Аврора" стояла вообще далеко, у Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта, или Благовещенский).

В советские времена принято было пламенно преувеличивать революционность матросов Балтфлота. И революционность экипажа "Авроры" вполне заслуженно вызывала сомнения в штабе большевиков, но менять корабль на вполне себе революционную "Диану", стоявшую тогда в Кронштадте, было поздно. Судовой комитет во главе с комиссаром Белышевым не мог проконтролировать все фазы исполнения приказа…

Памятуя о грустной судьбе прежнего командира крейсера Никольского, убитого матросами за контрреволюционность, избранные судовым комитетом новые командиры, получившие революционный приказ, решили слукавить… На крейсере "Аврора", где царил в тот момент присущий революционной ситуации бардак, долго искали то ли затворы, то ли какие-то запальные приспособления. Что-то нашли.

И, в конце концов, перекурив, порешили так: шмальнем холостым. Мол, если устоит Временное правительство — скажем, что специально нарушили приказ, чтобы не нанести ущерба, а если победят красные — скажем, что промахнулись. Ну и бабахнули. То есть выстрел был. Вот только именно ли с него стартовал штурм Зимнего, и вообще, является ли "Аврора" хоть каким-то своим бортом, носом или кормой, "крейсером революции", сами понимаете, большой вопрос… Хотя то, что он "легендарный" — это точно. Легенд вокруг него масса.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года "Аврора" снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны "Аврору" подняли, отреставрировали и поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радовал глаз любителей военно-морской истории до недавних дней, уже наполовину не "Аврора".

Читайте также: Советский убийца американских авианосцев

Ну и еще немного явно не героического. Подводная часть крейсера была утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в 1980-х годах прошлого века растащили на стройматериалы жители близлежащего поселка.

В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга, но проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, вызванная сильным волнением. Так что как поживает реальное днище корабля, из которого сделали "легенду", "героя" и "колыбель революции", неизвестно…

Вообще-то такое впечатление, что слава крейсера "Аврора" меняет свой оттенок. Если раньше его называли "легендарным" по указанным выше причинам, то в последние годы многие СМИ лепят из него просто "легендарно-скандальный" корабль. Действительно, ни один корабль ВМФ в последние годы не окружает столько скандальных слухов, как "Аврору".

Ну вот, например, скандал, в котором как-то коротко упоминала Pravda. Ru: в 2009 году, во время проведения Петербургского экономического форума, на крейсере была якобы проведена вечеринка. "Гости развлекались антикризисными частушками и икрой, а водку разносили официантки в тельняшках!" — вот лишь одна из цитат о том "могучем" мероприятии. Приводить список высоких гостей вечеринки не будем. Он тоже был могуч. Однако многое из этого оказалось "уткой".

Также, увы, неким странным образом в последние пару лет крейсер "Аврора" стал также и фигурантом еще и уголовного дела. Несколько лет назад оно возникло по факту диких хищений при переезде Центрального военно-морского музея минобороны РФ, которому принадлежит и крейсер "Аврора", из основного своего здания на Биржевой площади на площадь Труда в Санкт-Петербурге. Следствие по этому делу продолжается.

Читайте также: Американцы запретили искать советского аса

Остается только пожелать "Авроре" успешного ремонта. И после него снова войти в строй флота российской морской истории — и пусть уж не как легендарный крейсер Революции (без кавычек), а как рядовой представитель действительно героического российского военного флота. И любимый всеми жителями Санкт-Петербурга, без которого этот город уже представить просто невозможно. Как, собственно, и наш флот…

В общем, думаю, что эта статья вызовет бурю эмоций у многих читателей. Но уверен: мнения разделятся. Ну что ж, пишите свои комментарии ниже, будем разбираться…

Андрей Михайлов

Темы
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада