Министерство культуры взялось за развитие в России патриотического кино

Российское кино: Непатриотам тут не место

Министерство культуры РФ, похоже, решило серьезно взяться за российский кинопрокат и кино. Глава минкультуры выразил это намерение резким, но емким пассажем в адрес тех, кто "снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Но как сделать кино патриотичным? И как перестать млеть от тех зарубежных фильмов, которые растаптывают российскую гордость.

В российском обществе не утихает дискуссия о том, как навести порядок в кинопрокате. Понятно, что нынешний его ассортимент, в большинстве своем представляющий голливудские поделки, мало соответствует целям патриотического подъема. Без которого надеяться одержать победу в объявленной России холодной войне весьма проблематично. А поражение в этой войне будет означать и фактическую ликвидацию нашей страны — во всяком случае, как сильного независимого государства.

Искусство кино по своей значимости — одно из самых важных по своей действенности, уступающее, разве что, телевидению. Да и то, последнее без качественных и популярных фильмов представить как-то сложно.

Но как же ликвидировать засилье "ненавязчивой пропаганды" чужих идей, служащих проводником политики откровенно враждебного государства? Квотировать зарубежные фильмы, что с успехом применяется в ряде стран? Но даже если эта мера станет явью — достаточно ли будет только простого ограничения чужого, чтобы люди стали с большим интересам внимать своему?

Pravda.Ru обращалась к этой теме неоднократно — и ее собеседники высказывали на этот счет интересные мнения. Например, актер и режиссер Василий Мищенко считает, что немалую пользу отечественному кинематографу могло бы принести возрождение широкой сети государственных кинотеатров — как альтернатива нынешнему почти тотальному засилью частников.

"Должны быть государственные прокаты. Режиссер снимает фильм, и ему половину бюджета надо вкладывать в рекламу, и продюсеры забирают 50 процентов сразу в договоре, а кроме них больше некому отдать фильм. Не хочешь — они тебе цену, так сказать, демпингуют, а это — беспредел. Когда мы выйдем на этот уровень, когда будут государственные кинотеатры, государственный кинопрокат, режиссер может сказать: не хотите, я отнесу это государству, пусть там будет цена билетов пониже, но люди будут ходить туда".

Можно добавить, что данная идея кажется еще более здравой потому, что даже самый "хозрасчетный" государственный кинотеатр не будет находиться "на игле" исключительно рыночного спроса. А потому его дирекция не станет постоянно плакаться: "Ой, да что ж мы без Голливуда делать будем?! Сразу ж разоримся!"

Заодно, глядишь, станет куда менее актуальным наблюдение ведущего научного сотрудника Российского института культурологии Людмилы Булавки: "В нашем отечестве наверняка есть замечательные работы. Но сегодня доминирует рыночная ориентация, скажу, рыночная оптика, которая сводится к смене одного эффекта другим. Пиф сменяется пафом, паф сменяется пифом и так далее".

Но способно только лишь восстановление государственной сети кинопроката сделать кино, показываемое россиянам, патриотичным? Да нет, конечно, — патриотическое кино для начала еще снять надо.

С одной стороны, некоторые положительные признаки в этом смысле есть. Так, недавно, выступая на закрытии Санкт-Петербургского культурного форума, министр культуры Владимир Мединский, среди прочих интересных тезисов, заметил:

"Единственное, в чем я не вижу смысла, — это снимать фильмы на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Зачем? Какой-то государственный мазохизм. Этого мы делать не будем, в остальном поддерживаем широкий спектр фильмов".

Можно заметить, что слова министра не расходятся с делом — буквально накануне форума в "Северной столице" он жестко отказал в выделении господдержки известному своей русофобской позицией организатору фестиваля "Аркдокфест" Виталию Манскому. Чем уже вызвал шквал критики со стороны записных либералов прозападных симпатий.

Но достаточно ли будет для воспитания настоящих граждан лишь избавление их от откровенно антироссийских поделок, прежде снимавшихся за госсчет? Увы, оговорка Владимира Ростиславовича насчет "широкого спектра фильмов" оставляет простор для немалого беспокойства по этому поводу.

Конечно, если лента снята с откровенным посылом: "Пора валить из этой Рашки" (или того хуже — превращать ее в жалкий эрзац "благословенной Америки) — здесь все понятно.

Но многим ли лучше и те "шедевры" российского производства, которые лишены столь откровенной враждебной направленности? Например, режиссер Анна Крутова собралась снимать картину о жовто-блакитной "газовой принцессе" Юлии Тимошенко с бюджетом в 4-5 млн долларов.

"Сюжет фильма основан на реальных событиях, но образ героини будет выдуман. В картину будет добавлена также вымышленная любовная линия. Вообще, успех американского кинематографа в том, что приоритетной линией сюжетов фильмов являются лучшие стороны американцев. Россию тоже нужно показывать с лучшей стороны".

Желание показать Россию с лучшей стороны, конечно, похвально. Вот только непонятно, как этому будет способствовать, что ни говори, положительный имидж "страдающей и любящей" украинской политдамы, чьи сторонники, захватившие власть после организованного ими бандеровского путча, начали геноцид русскоязычного населения Донбасса? А сама Тимошенко доселе отличается одними из самых резких русофобских высказываний и призывов даже среди других радикально националистических политиков.

Да, в общем-то, в наполнении российской культуры положительным содержанием не только на политике клин сошелся. Вот уже больше полугода Pravda. Ru не может добиться от минкульта внятного ответа по поводу истории с государственным финансированием якобы детского фильма "Золотая рыбка в городе N".

"Кто лоббировал выделение финансов на создание этого фильма и кто подписывал решение о выделении средств? Кто одобрял такой низкопробный, а если говорить о детском кино, то откровенно вредительский сценарий? Что за политические, сексуальные и алкогольные аллегории и метафоры в детской сказке? Кто вообще контролирует качество выпускаемой кинопродукции? Кто и как принимал решение о финансировании такого бездарного и злобного фильма?" — писала в своем официальном запросе к ведомству редакция Pravda.Ru.

В ответ шли лишь ничего не значащие отписки. Так что, приветствуя решение главы министерства культуры не финансировать откровенно антироссийские фильмы, нужно понимать, что одного этого мало. Чтобы российская культура и ее важная часть, кино, могла составить конкуренцию западной глобализационной культурной экспансии, ее надо наполнить еще и реально положительным содержанием. А не безличным "самым широким спектром фильмов", как об этом заявил в Петербурге Владимир Мединский.

Читайте также: 

Министр культуры России: Отечественный кинематограф не выживет без протекционизма

Кино про Россию с голливудским размахом

"Золотая рыбка" в городе N" - посмотреть и застрелиться

Запад пустил в ход сатанинские технологии

Спасая рядового Райана, забыли про Теркина

Марианна Ибрагимова: Чтобы поменять культурную политику, нужно поддержать институты кинематографии

Американский киношлак на ваши головы!

Василий Мищенко: Когда мы придем к национальной идее, американские фильмы низкого качества уйдут сами собой

В минкульте круглый год первое апреля?

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить