Не надо драться короной российской империи!

День рождения Николая II отметили в соцсетях

День рождения Николая II — событие, уже традиционно отмечаемое в социальных сетях фанатичными приверженцами и яростными отрицателями этой исторической фигуры ломанием стульев и швырянием друг в друга фекалиями. Каждый, разумеется, волен иметь собственное суждение о личности, итогах правления, смысле отречения Государя Императора Николая. Имею его и я, не собираясь при этом оскорблять оппонентов непристойными воплями и грубой бранью, как в Сети часто практикуется. Давайте попробуем поговорить на эту тему спокойно.

Стоит напомнить, что для людей, называющих себя русскими православными, то есть входящими в Русскую православную церковь (остаток РПЦЗ, не соединившейся с РПЦ; "катакомбников" или иную малую экзотическую ветвь), последний русский царь и его семья — святые страстотерпцы (для РПЦЗ — мученики), молящиеся с небес за Россию. Поскольку это было утверждено полнотою церковной и после долгого рассмотрения, в частности многочисленных свидетельств о чудесах по молитвам царской семье, то человек, восклицающий ныне со страстью: "Да какой он святой?!" — автоматически выносит себя за ограду церковную. Разумеется, это не значит, что он плохой человек, негодяй, враг России. Просто де-факто он отрицается таким образом от церковной соборности.

Это одна сторона вопроса, касающаяся веры. Если же говорить об оценке фигуры государя Николая II с точки зрения политической, экономической и "исторической" (крушение империи), то по этому поводу на фактах, полуфактах и откровенных домыслах исписаны целые горы литературы разного качества. У серьезных историков под рукой вроде бы гораздо больше фактуры, чем у нас, несчастных профанов. Но и среди них нет однозначного согласия ни о правильном соотношении ошибок и достижений и преступлений того царствования, ни обо всех аспектах отречения Императора (кстати, конечным "отрекшимся" и "обрушившим монархию" следовало бы считать все-таки Великого Князя Михаила Александровича, брата убиенного Государя).

Лично я, на основании прочитанного мной, вижу роковое стечение управленческих ошибок (отнюдь не только монарших) и действительно разветвленного и могучего заговора против русского самодержавия, а шире — против российской державы. Все это на фоне значительного морального разложения и обезверивания дворянской элиты империи, духовенства и низших сословий. Опять же лично я не считаю себя вправе выносить уничижительные оценки действиям и "бездействиям" Николая II за все время его правления, включая его решения 1917 года. Не только по причине неполноты информации, которой обладаю, но из-за убежденности в том, что суть происходивших тогда событий невозможно уложить в цепочку рациональной логики и редукции, где одно четко вытекает из другого как причина-следствие.

Для человека верующего в Промысел Божий свойственно понимание, что, кроме трех привычных измерений, в истории есть и другие — духовные, влияние которых становится особенно явным (хотя и непостижимым с помощью ratio) в точках бифуркации бытия любого организма, будь то отдельный человек или государство. Личность, стоящая во главе такого государства, как Россия (даже если он не Помазанник Божий, а, например, "вождь", как Сталин или президент), гораздо теснее, чем его подданные, соприкасается с миром духовным в двух его "этажах", в том числе инфернальном, осознает он это сам или нет. Просто так ни самодержцами, ни президентами в России не становятся, просто так не отрекаются от власти, просто так их не убивают.

Это отнюдь не значит, что об этих людях и их управленческих действиях народ не может рассуждать, одобрять или, наоборот, ругать. Но вот конечный суд и оценка останутся за Богом, который сам сказал: "Мои мысли не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои (Исаия 55:8-9). Исходя из этого доводы типа: "Вот Николай отрекся, не задавил мятеж, не казнил, не арестовал, и он поэтому, мол, виноват в миллионах жертв революции и гражданской войны", — или другие варианты: "Он вступил в ненужную войну", "Он пригрел Распутина" и поэтому, дескать, все и случилось, — совершенно детские, наивные.

Солженицын, скажем, в своем "Красном колесе" с упорством, достойным лучшего применения, пытался "докопаться" до "конечных причин" катастрофы 1917-го. Всуе! Тайна не поддалась напористому Исаичу-Копатычу. У всего случившегося (и случающегося до сих пор в нашей любой стране) есть тысячи рациональных зримых и десятки духовных причин, никак не редуцируемых к действиям верховного правителя. Прославление Государя Николая с семьей во святых — это ответ Бога, данный через Его Церковь на вопрос о небесной оценке этих людей. Стоит подчеркнуть: не управленческих способностей и даже не личных моральных качеств последних Царя и Царицы (хотя, на мой, как и многих, взгляд, эти качества были весьма высоки), а духовной "результирующей" всей жизни венценосной пары, выразившейся в последних монарших поступках и, возможно, мыслях и молитвах уже "граждан Романовых".

Понимаю, что для людей, не верующих вовсе или конструирующих какие-то свои правила веры, все сказанное выше не более чем бред и нелепые фантазии. Что тут, мол, рассусоливать: правил из рук вон, японскую войну проиграл, Кровавое воскресение устроил, западным капиталистам к русскому пирогу дорогу широко открыл, "темного хлыста" из Сибири слушался, министров нормальных поставить не мог, в "ненужную"мировую войну влез и миллион людей на фронтах положил. Да еще в результате и от короны отрекся, заробел, мол, порядок навести… Ну, и т. д. и т. п. "Подробный обвинительный пакет" еще щелкоперы при Временном правительстве состряпали, а потом большевики развили. Какие, мол, вам еще доказательства нужны, какие духовные измерения? Правильно, мол, к стенке- то "Николашку-кровавого" прислонили с царицей его немкой. Детишек-то, правда, не очень гуманно, но тоже понять можно: "знаменем" бы их беляки своим сделали…

Сегодня таких пассажей по "красноватым" сетевым СМИ и блогам немало гуляет. Вполне патриотические люди высказывают их. Даже от некоторых лиц духовного звания (в сильно смягченной, конечно, форме) слышать нечто подобное доводилось. То есть никакого массового "покаяния" о совершенном в ипатьевском доме преступлении у нас не произошло. А многотысячные ежегодные крестные ходы к Ганиной яме и молебны у храма "на крови" в Екатеринбурге и других городах — капля в море народного игнора или даже вялого злорадства, насмешки над судьбой последнего русского императора. И это, по-моему, весьма печально! Возможно, что за такое умонастроение нас ждет еще "добавка" к тому, что мы как народ уже получили в прошлом веке. Впрочем не буду "ванговать" и каркать. Тайна Искупления велика есть.

Любопытная деталь: люди, относящие себя сегодня к "патриотам- сталинистам" и гневно клеймящие "прогнивший царизм" и "безвольного Николая II", чаще всего не хотят даже слышать ни о каких ошибках сталинской эпохи, хотя их вроде бы можно было свести к политическим "косякам" самого вождя народов. Самый яркий из них — "зевок" начала гитлеровской агрессии, неподготовленность к войне. Про "перегибы" коллективизации можно также в этом плане говорить, про "ежовщину", да про многие другие ошибки и преступления того времени — на фоне действительно мощных достижений страны.

Здесь товарищи сталинисты (многих из которых я искренно уважаю, как, например, А.А. Проханова) совершенно справедливо возражают, что нельзя, мол, все ошибки и преступления на Сталина одного валить — далеко не всесильна и не всеохватна была его власть. Находят и другие уважительные причины отдельных госрешений и госсогрешений. Ну, так почему же они отказывают последнему Императору Российскому в аналогичных аргументах защиты от тотального обвинения за все происходившее в его царствование?!

Впрочем, кроме пламенных "антиниколаевцев", есть у нас и столь же горячие "монархисты-идеалисты". Они всячески пытаются доказать, что правление последнего русского Царя было чуть ли не золотым веком, все было расчудесно и только кучка думских негодяев масонов и предателей-генералов (масонов тож), вместе с засланным немецким генштабом Владимиром Ульяновым-Бланком, Лейбой Троцким и Янкелем Свердловым, на деньги американского банкира Якоба Шиффа, свалили заговором, а потом добили русскую монархию в доме купца Ипатьева. То, что абсолютное большинство крестьянства, офицерства, священничества, даже членов монархических организаций при этом отстраненно промолчали, а многие так и сплясали на радостях, в такую идеалистическую концепцию не укладывается…

А вне всяческих "концепций" и "парадигм" остаются слезы и миро, которые последние годы все чаще текут по ликам икон святых царственных страстотерпцев в храмах России и Украины… А плачет царская семья, по-видимому, не о прошлом, а о нынешнем и возможном будущем Отечества нашего.

Сегодня, как и сто лет назад, недруги русского народа и российской державы (а они, вне сомнения, есть и значительно усилились за ушедший век) пытаются вновь нас стравить. Очень им нужно, чтобы мы под разными знаменами вновь друг дружке глотки почали грызть, как в 1919-м. Многообразие и неочевидность русской истории, так же как и текущего политического момента, для этих целей необходимо редуцировать до биполярных схем противостояния: укропы — ватники, путиноиды — либерасты, церковники — атеисты, белые — красные. Повторением давних и вроде бы "отработанных" моделей стравливающие не брезгуют. Нужен лишь небольшой "апгрейт". Например, в качестве знакового образа на знамена одних вместо Ленина и Троцкого поставить Сталина, а другим вручить канонизированного Николая II с семьей (которых на знаменах исторических "белых" отнюдь не было). То, что эти люди в жизни были далеки от сусальных пропагандистских клише, а в каких-то аспектах и не столь уж и полярны, понимают далеко не все убежденные "сталинисты" и "монархисты"… Особенно из молодых жертв ЕГЭ, бросающихся сегодня в горячие сетевые (пока!) перепалки друг с другом. Друзья мои, лаясь в виртуале "за царя-батюшку" или за Иосифа Виссарионовича с Владимиром Ильичем, не забывайте, что ваш "идейный оппонент" запросто может оказаться платным сетевым троллем, которому банально "башляют" за посты, больно оскорблящие "совков", "православных монархистов", мусульман и т. д.

Зачем "плотют"? А затем, чтобы в итоге вы начали в реале мочить и жечь друг друга, как это уже происходит два года на малороссийской земле.

Что же из этого следует? Разумеется, как в известной песенке "следует- жить". Внимательнее и глубже изучать собственную историю. Размышлять. Постараться не конструировать какое-то немыслимое механическое примирение "монархизма с большевизмом", а обдумывать, обсуждать основы нового русского строя, идеологии, органически связанной со всеми этапами нашего прошлого и устремленной при этом в будущее.

А для начала стоило бы прекратить, брызгая слюной и еле сдерживая мат, нападать на пусть и нелюбимых лично тобой и твоими соратниками по френд-ленте "безвольного Николашку", "рябого палача Иосифа", "беса Ульянова- Бланка". Все эти фигуры так или иначе, но оказались у государственного руля по промыслу Божьему, нам неизвестному. Перестаньте же задирать друг друга, с яростью топча чужие святыни, хоть вы их таковыми и не считаете!

И это, извините за крепкое выражение, не "толерастия" какая-то, а просто остатки чувства национального и государственного самосохранения. В таком контексте пускай остаются сочетания, которые некоторым кажутся шизофреническими: красных звезд и двуглавых орлов над Московским Кремлем, надвратной иконы на Спасской башне и мавзолея Ленина.

Хотя улицу цареубийцы Войкова все же стоило бы переименовать! Равно как и вернуть Волгограду его главное для русских и всего мира историческое имя — не Царицын, а Сталинград. Причем предпринимать подобные шаги лучше одновременно, так сказать, в паритетном режиме.

Святый страстотерпче, царю мучениче Николае! Моли Господа о нас и о земле русской, многострадальной!

Автор Андрей Самохин
Андрей Самохин — журналист, обозреватель, редактор, внештатный корреспондент Правды.Ру *