Круизный лайнер "Costa Concordia" уже назвали "Титаником-2"

"Титаник-2" - символ тонущей Европы

Злополучный круизный лайнер "Costa Concordia" уже назвали "Титаником-2". И это неслучайно: аналогий вполне достаточно. И первое, что бросается в глаза — почти точное совпадение даты кораблекрушения с вековым юбилеем гибели "Титаника". В истории той катастрофы столетней давности так и осталось немало неразгаданных тайн. Случившееся с итальянским лайнером также выглядит по меньшей мере странным и необъяснимым. И к тому же символичным. Неслучайно же "Costa Concordia" была своего рода "плавучей объединенной Европой": ее пассажирские палубы названы в честь 13 европейских государств. И вот теперь она утонула…

"Корабль мечты", "непотопляемый", как его называли, "Титаник" пошел ко дну во время своего первого рейса из Великобритании в США 14 апреля 1912 года. Влияние этой катастрофы на умы людей оказалось столь велико, что ее до сих пор считают чуть ли не символом XX века. Действительно, картинка как будто специально "писалась" под голливудский сценарий: цвет общества — интеллектуальная и финансовая элита, в силу рокового стечения обстоятельств собравшаяся на этом судне — под звуки оркестра уходит на дно океана. В ту страшную ночь погибли 1513 человек из 2224.

К счастью, крушение "Costa Concordia" по человеческим жертвам несопоставимо с "Титаником": пока обнаружено шесть тел, 20 человек числятся пропавшими без вести. Хотя, если бы лайнер находился в открытом океане, число погибших могло быть неизмеримо больше. По словам экспертов, с такой пробоиной он бы затонул в течение получаса. От подобного развития событий пассажиров спасла вовремя подвернувшаяся мель и помощь береговой охраны. Что же произошло в злополучную ночь с 13 на 14 января? Как случилось, что суперсовременный лайнер, оборудованный по последнему слову науки и техники, более того — каждую неделю в течение шести лет ходивший по одному и тому же маршруту, вдруг потерпел крушение?

Капитан сваливает вину на некие скалы, которых якобы не было в карте. Тогда непонятно, откуда же они взялись в месте, исхоженном буквально вдоль и поперек? Из-под земли, что ли выросли? Эксперты говорят о внезапном отказе навигационного оборудования в результате отключения электроэнергии. Опять же возникает вопрос, а почему не сработал аварийный генератор?

Читайте также: Круизный лайнер потопило хвастовство капитана

Поведение экипажа после аварии тоже выглядит, мягко говоря, странно: долгое время они не предпринимали никаких действий, убеждая пассажиров, что все под контролем. Более того, они даже не подавали сигнал бедствия! К счастью для туристов, береговая охрана острова Джильо заметила, что с лайнером творится что-то неладное, и сама связалась с экипажем.

Впрочем, примерно таким же образом вел себя и капитан "Титаника". По непонятной причине заданный курс судна не выдерживался, все предупреждения других судов о присутствии ледяных глыб в акватории игнорировались. Корабль несся в ночь прямо-таки с огромной скоростью. При этом у вахтенных матросов не было даже биноклей, чтобы обозревать окрестности. Неудивительно, что когда айсберг все-таки заметили, увернуться от него уже не было никакой возможности. Но и после столкновения сигнал SOS был послан с роковым опозданием.

А вот что касается поведения пассажиров в момент катастрофы, тут наблюдаются существенные различия. И они, увы, не в пользу наших современников. Если взглянуть на данные выживших и погибших на "Титанике", первое впечатление — жертв больше среди обитателей кают третьего класса. Это дало повод говорить о выборочном подходе в спасении пассажиров. Но по воспоминаниям очевидцев, все было далеко не так однозначно. На гибнущем "Титанике" неукоснительно действовало правило джентльменов — дамы и дети спасаются первыми. Об этом же говорят данные статистики: количество погибших мужчин среди обладателей кают первого, второго и третьего класса, а также экипажа, в процентном соотношении примерно одинаково. Определяющими при спасении были возраст и пол. Таким образом, у женщин с палубы третьего класса шанс выжить был на 41 процент больше, чем у мужчин первого класса.

Читайте также: В океанах свирепствует "человеческий фактор"

 

Пассажиры "Costa Concordia" говорят о прямо противоположном: как пишет британская Daily Mail, когда стало известно об аварии, началась паника, во время которой сильные и более молодые мужчины отчаянно боролись с остальными за место в ботах. Получается, за прошедшие сто лет человек отнюдь не стал гуманнее и благороднее. И маска воспитанности мгновенно слетает, когда речь идет о спасении собственной жизни.

Гибель "Титаника" до сих пор не дает покоя многим исследователям. Слишком уж много вопросов осталось без ответа. Например, о страховке, которая составила миллион фунтов стерлингов — огромная по тем временам сумма. Неслучайно возникла версия о том, что компания, которой принадлежал "Титаник", испытывала материальные трудности и намеренно устроила катастрофу. В пользу этой версии говорит и рискованное поведение капитана, и тот факт, что владелец судна миллионер Морган вместе с несколькими своим друзьями в последний момент под надуманными предлогами отказались от путешествия. Можно не сомневаться, что и "Costa Concordia" была застрахована на весьма немаленькую сумму.

Ведь и этот лайнер, как когда-то "Титаник", можно было смело назвать "непотопляемым". В смысле "внешних данных" между ними также найдется немало общего. Длина "Титаника" — почти 270 метров, итальянского лайнера — 290. Ширина первого — 28,2 метра, второго — 35,5. Максимальная вместимость "британца" — почти 3000 человек вместе с экипажем, "итальянца" — почти 5000. Чтобы был понятен размах, можно сказать, что "Титаник" был величиной с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала. А "Costa Concordia" даже больше.

И тот, и другой готовы были предложить своим пассажирам все самое лучшее, с точки зрения потребительского вкуса. Правда, вместо роскошного читального зала, курительного салона и зимнего сада, чем гордился "Титаник", на "Конкордии" заманивали двухуровневым фитнес-центром, огромным спа-салоном, казино и даже симулятором "Формулы-1". Времена изменились, и читальный зал теперь вряд ли кого заинтересует. А в остальном все то же самое. Рекламный слоган столетней давности гласил: "Мы сделаем вашу жизнь незабываемой. "Титаник" — корабль мечты". Безусловно, владельцы "Costa Concordia" могли бы подписаться под каждым словом.

Помимо загадок, в гибели "Титаника" имеется еще немало мистики. Чего стоит хотя бы книга под названием "Тщета", написанная за 14 лет до гибели судна и воспроизводящая эту катастрофу едва ли не в мельчайших подробностях. Бывший капитан Морган Робертсон сочинил роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Холодной апрельской ночью этот гигант сталкивается с айсбергом и гибнет. Совпало все: даже технические детали — водоизмещение и длина. Не говоря уж о названии: в романе речь идет о судне "Титан". Произведение Робертсона, не имевшее особого успеха, после реальной гибели корабля стало пользоваться огромной популярностью и переиздается до сих пор.

Читайте также: Трагедия "Курска": закономерная случайность?

Стоит ли удивляться, что после таких невероятных совпадений "Титаник" стали воспринимать как символ благополучного прекрасного мира, казалось бы столь защищенного от всех невзгод, и в один миг ушедшего на дно. И XX век вполне оправдал подобную символику. На своей недавней пресс-конференции астролог Павел Глоба поведал о своих планах написать книгу о крушении "Титаника", которая, по его словам, каким-то невероятным образом повлияла на дальнейшую судьбу человечества.

Затонувшая "Costa Concordia" тоже была своего рода символом — и не только dolce vita или dolce far niente ("счастливое ничегонеделание", как говорят итальянцы), но и объединенной Европы. 13 пассажирских палуб судна носили название 13 европейских стран. Разве не символично, что в разгар общеевропейского кризиса этот лайнер не просто получает пробоину, но и не подлежит восстановлению? Как говорится, поживем — увидим.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру