Каркассон от франков спасла свинья

Свинья как оружие психологической атаки

Во все времена война была ужасным и кровопролитным занятием. В Средние века люди не знали диких ужасов "ковровых бомбардировок" и артиллерийских обстрелов, однако у них хватало и того, что было изобретено тогда. Впрочем, на каждый меч всегда находился, как и сейчас находится, свой щит, а грубую силу нередко побеждает находчивость и смекалка!

Следует учитывать, конечно, и то обстоятельство, что людям того времени ужасным казалось то, что нас сегодня особо и не испугало бы. Ведь иного они тогда просто не знали. Например, когда начиналась осада крепости или замка, в ход шли самые простые, но действенные механизмы называвшиеся требюше. По сути дела это был рычаг на оси, а на конце его веревочная праща. К короткому концу были привязаны веревки, за которые по команде тянули разом множество людей. Рычаг проворачивался, и камень (а чаще всего специально сделанное каменное ядро!) вылетал из пращи! Потом людей заменили противовесом — ящиком с камнями весом в несколько тонн, что позволило бросать ядра уже в десятки килограммов весом.

Впрочем, бомбардировка такими вот ядрами это еще полбеды. Чтобы по максимуму отравить жизнь обитателям, причем в прямом смысле этого слова, осаждающие дружно мочились и испражнялись в глиняные сосуды, и, хорошенько их запечатав, бросали на осажденных. Специально отправлялись команды сборщиков падали (обычно в них назначали провинившихся солдат!), а если ее не хватало, забивали трофейный скот или же специально добывали сусликов и ежей. Все это оставляли гнить на солнце и опять же при помощи камнеметов перебрасывали в крепость! Мусульмане — те использовали ящики со змеями и скорпионами.

Читайте также: Мельница мифов: Культура навоза

Использовалось и оружие психологического воздействия. При помощи тех же требюше к осажденным перебрасывали отрубленные головы их союзников, а то и перехваченных лазутчиков, причем последних — живьем!

Впрочем, всем этим же отвечали и защитники города, вдобавок они лили на головы штурмующим (если осаждавшиеся все-таки решались на штурм!) кипящую воду, масло, смолу и расплавленный свинец, фекалии, сбрасывали камни и бревна, высыпали золу (чтобы запорошить глаза!), стреляли из луков и арбалетов. Известен даже такой случай, когда на головы осаждающих была сброшена… откормленная свинья и это помогло снять с города осаду! Одна из легенд Юга Франции рассказывает, что, захватив практически всю Испанию, арабы из Северной Африки продолжили свою экспансию на север и, перевалив через Пиренеи, оказались на земле Франции.

На пути у них оказалась крепость Каркассон и, хотя местные жители защищали ее отчаянно, удержать ее им в своих руках так и не удалось. Впрочем, предводители живших здесь визиготов, хотя и сдали арабам его крепостные стены, из Септимании — области, столицей которой являлся Каркассон, совсем не ушли. Укрывшись в горных замках-крепостях, они продолжали вести партизанскую войну против мусульманского правителя.

В 732 году Карл Мартель, вдохнов­ленный своей победой при Пуатье, попытался окончательно вытеснить арабов в Испанию. Но взять Каркассон ему не удалось. И с тех пор франки только и делали, что мечтали о взятии этой крепости, чтобы выйти через нее на подступы к Пиренейским горам. В 750 году король Пепин Эристальский по прозвищу Короткий заключил союз с визиготскими князьями Септимании. На этот раз христианские франки и арийские визиготы объеди­нили свои силы в мощную армию, спустившуюся в долину реки Од и осадившую крепость.

Ее сюзерен тут же отправил гонцов к своему кузену, шейху города Нарбонн, который будет взят лишь в 759 году с просьбой о помощи, а сам затворил все ворота и приготовился дорого продать свою жизнь и жизни своих подданных. Однако франки и визиготы, видя перед собой крепость с 29 башнями, на ее штурм не пошли, а решили овладеть ей путем осады, рассчитывая, что рано или поздно, но у врага закончатся и продовольствие и вода. Причем властелин Каркассона (в соответствии с легендой его роль играет некий король Мавр), погиб чуть ли не сразу же после ее начала, вы­ехав из замка для атаки врага.

И тут на сцене и появляется его жена (хотя некоторые говорят, что дочь) — знатная дама по имени Каркас. Она выдала оружие женщинам и детям, и даже старики поставлены на крепостную стену. Немногочисленное войско защитников крепости без конца перебегает от одной башни в другую, туда, где более всего угрожает неприятель. Чтобы произвести на него впечатление используются даже соломенные чучела, одетые в одежду убитых. Дама появляется сразу во всех местах, и франков это очень удивляет удивля­ются — как много, оказывается, еще живой силы у противника.

Но как бы там ни было, ни один солдат не может обойтись без хлеба и воды. Поэтому и осада не может продолжаться бесконечно, так как крепость давно уже лишилась всякого подвоза продовольствия из-за бдительности дозорных, караулящих все входы и выходы из осажденной крепости.

Франки следят за городом, как волки следят за человеком, укрывшимся на дереве. С высоты башен даме Каркас хорошо видно, что враги выжидают, поэтому-то они и не идут на штурм его высоких стен и башен и даже не пытаются делать подкопы. В отчаянии она напрягает свой ум и тут ей в голову приходит замечательная идея. Она приказывает поймать на улице свинью, принадлежащую какому-то христиани­ну, доставить ее на вершину башни, стоящей напро­тив лагеря франков, и там накормить остатками пшена до отвала. Затем дама Каркас приказывает сбро­сить грязное животное вниз, и свинья падает и разбива­ется у подножия башни, словно кувшин с зерном, да так что съеденное ей пшено разлетается из нее во все стороны. "Надо же, — подумали франки, глядя на такое диво. — После стольких дней осады у них еще столько зерна, что они могут кормить им свиней! Нет, мы так их никогда не победим и осаждаем эту крепость совершенно напрасно!" Ну, а дама Каркас передала франкам предложение: раз они не могут взять город, а город не может избавиться от них, остается только лишь одно — заключить почетный мир.

Вот так, благодаря какой-то злосчастной свинье и собственной смекалке ей удалось с честью выйти из этого трудного положения. Причем король Пепин оставил ей и город и землю, а сама она перешла в христианство, выйдя замуж за франкского графа. Впрочем, туристические гиды рассказывают и так, что само название Каркассон напрямую было связано с этим событием, потому, что когда франкские войска отступали от города, дама Каркас заиграла на трубе, и кто-то из свиты короля заметил: "Каркас поет" — и вот так-то, мол, и родилось его название! Ну, а сама она стала не просто легендой, которая передавалась из поколе­ния в поколение, а ее изображение, высеченное из камня, украшает даже сам вход в этот замок. И кто знает, может быть, вся эта забавная история отнюдь не вымысел и что-нибудь подобное действительно произошло на самом деле?!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру