Даже Пушкин не имеет права на авторские знаки препинания

Владимир Аннушкин: "Каков твой язык, такова и твоя жизнь"

Как правильно и красиво построить свою речь? Где преподают основы красноречия? Как относиться к авторским знакам препинания, противоречащим правилам грамматики? Об этом Pravda. Ru рассказал доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени А. С. Пушкина Владимир Аннушкин.

Искусство красноречия

— Владимир Иванович, вы один из главных риторов в России. Вы занимаетесь искусством красноречия. Согласитесь, что название "кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации" слишком длинное. Это усложняет коммуникацию между людьми. Нужно, чтобы одно слово было — риторика, кафедра красноречия.

— Первая кафедра в Московском университете так и называлась "кафедра элоквенции, красноречия". Это было при Михаиле Васильевиче Ломоносове, который предлагал сделать две кафедры — риторики и поэзии, а потом, по распоряжению Шувалова, оставили только одну кафедру, называлась она "кафедра красноречия". Именно Михайло Васильевич Ломоносов придумал термин "красноречие", назвав им прежние синонимы — "доброгласие, добрословие, благоречие" и так далее.

На этой кафедре надо было учить практическому языку, начиная с грамматики, продолжая риторикой и обращаясь к поэзии. Вот три основные науки. Получается, что риторика — это наука, а красноречие — это талант. В сущности, все это можно объединить словом — "филология". Вот филология — это учение о слове, учение о правилах создания, передачи, воспроизведения, хранения основных культурных текстов и о жизни культуры в языке.

— Филология — это наука позитивная или нормативная? То есть это наука о том, как мы разговариваем и пишем, или это наука о том, как мы должны говорить и писать, чтобы это назвали правильным, чтоб студентов не лишали стипендии, чтобы школьники не были вынуждены исправлять "двойки" в дневнике?

— Филологи разошлись в своих направлениях и мнениях. Академик Шахматов, учитель главного филолога ХХ века Виктора Виноградова, чьим именем назван Институт русского языка имени Виноградова, полагал, что язык надо только описывать, и филолог не имеет права давать какие-то свои наставления, правила, рекомендации пользователям языка. Но в реальности приходится нормировать язык.

Родители дают своим детям элементарные наставления, как надо правильно говорить, как надо правильно общаться. Например, рекомендация, что, прежде всего, умей молчать, а уж потом начинай говорить, говори на ту тему, на которую должен говорить, не повторяй одного и того же, говори определенным голосом — все эти правила мы познаем еще в детстве.

Эти правила практические, и их можно описать в науке. Значит, должна быть какая-то гармония в нашем наблюдении того, что происходит реально, как люди говорят.

— Мне очень нравится, что сейчас в публицистике, когда мы разговариваем про Украину и про тот кошмар, который там творится, нередко склоняют фамилии — суд над президентом Порошенкой, или убийцей Савченкой? Это явно противоречит нормам литературного русского языка, и, тем не менее, это оказывается риторически очень эффектным. То есть создатель речи, желая каким-то образом унизить предмет своего обсуждения, просклонял Порошенку.

— Однако по нормам русского языка ни Порошенко, ни Дорошенко не склоняются.

— Но ведь Тарас Бульба склонял фамилии, а Гоголь писал по-русски.

— Николай Васильевич Гоголь мог склонять. К слову об этом, мне было очень интересно публиковать найденную мной в Российской государственной библиотеке, в Музее книги, речь Николая Федоровича Кошанского, которую он то ли произносил, то ли нет, 19 октября 1811 года, в день открытия лицея. Ты сначала публикуешь эту речь факсимиле, затем ты пререпечатываешь ее со всеми теми буквами и знаками препинания, которые были в пушкинское время, и ты видишь поразительное несоответствие тому, что есть сейчас.

Например, перед союзом "но" ставится двоеточие, союз "и", соединяющий однородные члены, отделяется запятой. Интересно, что некоторые эти особенности пушкинской орфографии и пунктуации перешли в современную публикацию текста Пушкина.

Как быть в этом случае? Некоторые пушкинисты, люди, которые преклоняются и молятся на Пушкина, говорят: "Нельзя же изменить то, что написал Пушкин, Пушкин — это святое". Простите, но Пушкин был человеком, и вообще, мальчиком, юношей, который не очень хорошо, скажем честно, знал правила орфографии и пунктуации, поэтому и просил Петра Вяземского: "Исправь мои ошибки при публикации".

Авторские знаки препинания

— То есть вы отрицаете даже у Пушкина право на авторские знаки?

— Какие ж тут могут быть авторские знаки?! Я перед союзом "но" не могу поставить двоеточие, союз "но" отделяется запятой. Когда ты будет читать этот текст вместе со своим сыном, он скажет: "Как же так, в современной книжке перед союзом "но" ставится запятая, а не двоеточие". Значит, поступаем следующим образом: если мы публикуем текст из древнерусской литературы или из риторики XVII века, то надо понимать, какие цели преследует твоя публикация.

Если публикуешь с учеными целями, то или факсимиле — фото, фототипически, или ты публикуешь это теми буквами, которые писались, и эти буквы уже современной полиграфией выполнены. Затем ты можешь истолковать этот текст и его перевести на современный язык, и вот когда ты переводишь его на современный язык, попробуй его истолкуй правильно.

Риторика требует индивидуальности

— Риторика ведь явно включает в себя синтаксис. Возникает вопрос — допустима ли инверсия?

— Допустима. Риторика есть наука и искусство убедительной, эффективной, украшенной, целесообразной, уместной, и, самое главное, "совершенной" речи. Но говорит ли кто-либо из нас абсолютно совершенно? Нет, не говорит, потому что всякий человек в чем-то грешен. Давайте уточним, из чего состоит риторика. Она состоит из пяти частей, по риторическому канону.

Давайте построим схему культуры речи, как она создается. Прежде всего, ты должен думать, поэтому первая часть риторики — изобретение идеи. Я называю это культурой мысли. Чтобы научить человека мыслить, надо ему подсказать, где он может взять идеи для своей речи. Второй шаг: эти идеи надо должным образом расположить, поэтому всякая речь предполагает композицию.

Третья часть риторики — это слово, выражение и соединение слов, синтаксис. Надо уметь находить оригинальные интересные индивидуальные слова, потому что тебя оценивают так, как не оценивают никакого другого человека. Ты должен показать, что ты не такой, как другие.

И если в грамматике мы все одинаковые, грамматика требует от нас исполнения общих правил, то риторика требует индивидуальности. Поэтому умейте найти нужные слова, умейте из этих слов построить правильно украшенную, уместную, интересную фигуру речи.

Пусть ваша речь будет разнообразна: там, где нужно — кратка, а там, где нужно, распространена. Следующий совет: умейте многое запомнить, тренируйте вашу память на знание классических текстов и на то, чтобы суметь сымпровизировать из тех знаний, которые вы имеете. И пятая часть риторики — произношение и телодвижение. Произношение — это умение делить речь на такты.

Умей держать паузы, умей поставить нужное логическое ударение, умей после логического ударения сделать речь интонационно выразительной. Причем интонационная выразительность выражается по-разному у разных людей. Одни говорят тихим голосом, там своя выразительность, другие максимально эмоциональны. Затем следуют тембр голоса, ритм и темп.

Что касается невербальных средств, то здесь надо обратить внимание на проксемику, то есть расположение лиц в пространстве, потому что перед любым собранием, любым застольем мы думаем, как поставить столы, как сделать удобно. Второе — жестикуляция. Она должна быть энергичной или напротив? Я могу не жестикулировать, и тогда все внимание будет на моем лице, на мимике.

В сущности, жестикуляция рекомендуется для энергичной речи. Интересно, что каждый влиятельный ритор, оратор, мы это видим на наших политических шоу, имеет свой образ. Владимир Вольфович Жириновский и руками машет, как хочет, он дышит и говорит.

А Вячеслав Алексеевич Никонов сдержан, и все внимание направлено на его лицо. Абсолютно неподвижным кажется Железняк. Каждый из них очень интересен. Очень интересен сам Владимир Соловьев, который топчется с ноги на ногу, переминается. Каждый создал себе образ. Что здесь еще важно — глазной контакт. Очень важно его поддерживать с аудиторией.

Если ты выступаешь в публичной аудитории, надо, как диктует риторика XVIII века, глазами водить повсюду и останавливать свой взгляд на каждом лице, фиксируя на секунду, слушают тебя или не слушают. И, конечно, важна мимика.

Я вспоминаю совет своего педагога-вокалиста Надежды Малышевой-Виноградовой, ученицы Шаляпина, вдовы академика Виноградова, что говорить и петь надо "на улыбке", от вас должна исходить известная доброжелательность.

— А нужно ли преподавать риторику в школе?

— Конечно. Риторика как учение о речи относится ко всем сферам общения. Риторика основывается на этике, на философии, то есть мы должны в сознании нашего ученика в школе внести очень простые и важные мысли, с которыми бы он жил всю свою последующую жизнь: каков язык, какова твоя речь, такова и твоя жизнь. Стиль речи — стиль жизни.

И мы должны учить мыслить, мы должны учить не обижать в слове другого человека. Самая главная слабость русского языка состоит в отсутствии риторической этики, как писал мой учитель, восстанавливавший риторику в 80-е годы прошлого века.

Что такое риторическая этика? Она основывается на новой философии языка. Например, не лги и не лжесвидетельствуй. А современный человек очень часто манипулирует сознанием своего слушателя. Это делает не только телевидение, это делают наши бизнесмены, предполагая, что самое главное — это личный интерес.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовал

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *