Специалисты детского телефона доверия распознают суицидальные "маркеры"

Чтобы детский звонок не стал последним

Детский телефон доверия может стать первым и главным инструментом для предотвращения суицидов среди детей и подростков. Психологи уже разработали систему: особенно опасны чувство собственной ненужности, зацикленность на проблеме и отсутствие страха смерти. Теперь нужно обучить специалистов колл-центров распознавать эти маркеры "последнего звонка".

За два года работы общероссийского детского телефона доверия на его номер — 8-800-2000-122 — поступило более двух миллионов звонков. Их количество со временем растет: если в 2010 году позвонили 150 тысяч человек, то в 2011-м — более миллиона. А за три квартала 2012 года — уже более 800 тысяч.

Впрочем, сами по себе эти цифры еще ни о чем не говорят — неспециалисту трудно понять, много это или мало. А еще значительный процент звонков оказывается проверочным, когда дети, а иногда и взрослые, просто интересуются, действительно ли это телефон доверия.

Читайте также: Суициды: мы потеряли несколько поколений

Чтобы выяснить эффективность работы службы, Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации заказал исследование на эту тему Всероссийскому центру изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты исследования были озвучены на конференции, состоявшейся в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Главный вопрос — знают ли сами дети о существовании такого специального номера? По данным ВЦИОМ, показатель информированности весьма высок — 79 процентов детей сообщили, что слышали о детском телефоне доверия. Правда, по словам автора исследования Елены Михайловой, опрашивались дети в тех школах, где до этого активно распространялась информация о нем.

Таких было выбрано десять регионов, так что о всей России в данном случае говорить не приходится. Но даже в этих "подготовленных" школах только 20 процентов детей смогли вспомнить правильный номер. Из этого следует однозначный вывод: если бы информация о телефоне доверия была более широко распространена, звонков было бы в разы больше. Неудивительно, что число обращений напрямую зависит от рекламы — в первую очередь на телевидении. После того как в прошлом году прошла активная рекламная кампания с запоминающимися роликами про "пункт сбора детских страхов", количество звонков в службу доверия за месяц сразу выросло на 100 тысяч.

В ближайшее время Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации планирует запустить новую порцию подобной социальной рекламы, предполагающую широкий охват аудитории. Но снова вопрос: справятся ли сами работники службы с возможным наплывом "клиентов"?

По данным ВЦИОМ, качество их работы часто оставляет желать лучшего. Происходит это из-за элементарной нехватки специалистов. Там, где должны быть четыре человека, в лучшем случае работают два, а иногда и вообще один. Желающих работать на телефоне доверия мало из-за низких зарплат. При этом квалификация специалиста должна быть высокой, поскольку речь идет об умении работать с детьми, находящимися в кризисной ситуации.

Пока что детский телефон доверия финансируется в регионах по остаточному признаку. "Иногда там работают сотрудники других служб — в качестве дополнительной нагрузки. Нередко такой номер оказывается спаренным с другой организацией, что мешает дозвониться. А в одном районе телефон оказался установленным прямо в коридоре местной психиатрической больницы. Так что на звонки отвечали те люди, которые просто в данный момент оказывались поблизости", — приводит пример Елена Михайлова.

Тем не менее, общая картина проблем, с которыми звонят на детский телефон доверия, выглядит примерно одинаково во всех регионах. Главных тем две: отношения с родителями и со сверстниками.

Динамика такова: тех, кто конфликтует с родителями, по сравнению с 2010 годом стало меньше (35 процентов против 54-х). Зато доля тех, кто переживает из-за отношений со сверстниками, стало больше: таковых 59 процентов против 35-ти. Из-за жестокого обращения в семье на протяжении двух лет поступает примерно одинаковое число звонков — три-четыре процента.

В этом году после весенней волны подростковых самоубийств специалисты детского телефона доверия начали собирать информацию, касающуюся суицидальных настроений. Всего за полгода поступило 2707 подобных сообщений. При этом от самих детей 47 процентов и 13 процентов от родителей. Остальные 39,6 процента звонков делали другие граждане, в основном учителя.

В России в последние несколько лет сохраняется очень высокий уровень детских самоубийств. Можно объяснять это семейным неблагополучием, экономическими причинами и высокой психической нагрузкой детей. Но один из самых важных факторов — это отсутствие возможности получить квалифицированную помощь специалиста.

Школьные психологи в этой ситуации не вызывают доверия у подростков. Как показывает исследование ВЦИОМ, для ребенка очень важна анонимность и конфиденциальность, что в случае с работником школы, понятное дело, нереально. Да и не в каждой школе, особенно в провинции, работает психолог. Вся надежда на общероссийский телефон доверия.

Центр экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета совместно с НИИ психиатрии разработали систему определения кризисного состояния у абонентов детского телефона доверия.

По словам Геннадия Банникова из Центра экстренной психологической помощи, понять, что подросток склонен к суициду, можно по нескольким важным "маркерам": "В первую очередь нужно обратить внимание на состояние безнадежности, беспомощности у ребенка. Особенно если он говорит о своей ненужности, ощущении себя как бремени для семьи".

"Популярность" таких настроений у подростков подтверждает исследование, проведенное Центром экстренной психологической помощи. Почти 40 процентов детей на вопрос о своем будущем ответили, что оценивают его негативно или вообще не видят себя в нем.

Читайте также: Ребенок прыгнул из окна, чтобы не быть обузой

Второй признак — сужение восприятия, когда ребенок не слышит никаких аргументов, а зациклен только на своей проблеме. Ну, а когда он признается, что у него нет страха боли и смерти, — это можно считать "последним рубежом".

В Центре экстренной психологической помощи готовы разработать алгоритм работы консультанта детского телефона доверия: какие вопросы задавать и что отвечать, чтобы отвлечь ребенка от опасных мыслей. Теперь, как говорится, дело за малым — чтобы этот номер повсеместно был круглосуточным (пока лишь 43 процента региональных служб детского телефона доверия работают в ночное время). А главное — чтобы о нем знали как можно больше детей.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить