Финские школы признаны лучшими

Школа: "секретное оружие" скандинавских соседей

Девятилетние дети сидят на корточках, перебирая на мерзлой земле палки, шишки, камни и ягоды. Картина постапокалипсиса? Нет — именно так проходит урок математики в одной из школ на окраине Хельсинки. Из подручных материалов дети складывают различные геометрические фигуры, так что даже невидящие малыши смогут понять, как "выглядит" то, о чем им рассказывает учитель.

"Это новая концепция математики, когда дети усваивают материал, не списывая с доски, а самостоятельно составляя фигуры", — говорит Вели-Матти Харьюла, преподаватель младших классов. Термин outside math, что можно перевести как "математика на природе", придумали шведские педагоги, однако именно в Финляндии этот вид преподавания получил самое широкое распространение.

Финны, как бы мы ни злословили по поводу их темперамента и сообразительности, сейчас являются настоящими звездами глобального образования. Причем их самих это удивляет — они же не делают ничего особенного, а просто добросовестно выполняют cвою работу. Лучшими они были признаны по итогам участия в Программе международной оценки учащихся (PISA), учрежденной Организацией экономического сотрудничества и развития.

В последнем тестировании PISA, прошедшем в 2009 году, Финляндия заняла второе место по грамотности и чтению и третье — по математике. США, например, в чтении оказались только пятнадцатыми. Реальными соперниками финских школьников сейчас являются разве что их южнокорейские и сингапурские "коллеги". Именно поэтому в Хельсинки ломится толпа делегатов из разных стран: одни — чтобы получить образование, другие — чтобы перенять опыт преподавания. "В Азии уроки занимают очень много времени. В Финляндии учебный день короче — это гораздо более привлекательная модель", — говорит Андреас Шлейхер, руководитель программы PISA.

Читайте также: Китайские школьники напугали весь мир

На дом финским школьникам также задают меньше, чем их сверстникам во всем мире. "Часа в день достаточно для того, чтобы стать успешным учеником", — уверена Катя Туори, консультант Kallahti Comprehensive — учебного заведения для подростков до 16 лет. Конечно, щадящий учебный режим не означает полной вседозволенности. Никаких "мобильников" и плееров, никаких головных уборов в классе. На этом, пожалуй, все. "Нужно сделать что-то действительно ужасное, чтобы заслужить наказание", — поясняет Туори.

Фото: AP

Финны прямо-таки фонтанируют идеями о том, как обучить детей, позволяя им оставаться детьми. Широко распространена практика, когда с первого по шестой классы школьников учит один и тот же учитель. Таким образом,педагог досконально изучает свой класс и применяет подход, который работает именно с "его" детьми.

Своими успехами Финляндия обязана, в первую очередь, учителям. Это, если хотите, секретное оружие наших скандинавских соседей. Учителями хочет стать столько народу, что в Финляндии действует одна из самых суровых систем отбора преподавателей. Так, в 2008 году 1258 выпускников заявили о своем намерении работать в этой сфере, однако только 123 человека, или 9,8 процента, были отобраны для участия в пятилетней программе обучения на педагога. Что не менее важно, в Финляндии каждый учитель обязан иметь степень магистра. Преподаватели работают 190 дней в году, а их зарплата колеблется от 40 до 60 тысяч долларов в год.

"Пятилетнее обучение будущих преподавателей обходится довольно дорого, однако это гарантия того, что наших учителей будут уважать и ценить", — говорит Яри Лавонен, начальник отдела педагогического образования в Университете Хельсинки. Американские практиканты, приехавшие в Финляндию для обмена опытом, сетуют на то, что в США к учителям относятся, как к доставщикам пиццы, а суть исследований качества образования сводится к одному — как, мол, скоро пицца доедет до клиента.

Финляндия не всегда могла похвастаться своей "передовитостью". В 1960-х годах там процветала следующая система: по окончании начальной школы у детей было всего два пути — либо отправиться в обычный класс, либо в класс для отстающих. В ходе реформ 1968 года двухуровневое образование признали малоэффективным, и выбор был сделан в пользу единой национальной системы. Правда, недочеты все равно оставались.

В 1980-х в Финляндии начало практиковаться разделение учеников на гуманитариев и технарей, исходя из их способностей. Позже, в 90-х, появилась должность куратора, в обязанности которого входила проверка годовых планов школ. Администрации учебных заведений кураторов не любили, так что те даже боялись выезжать на места. Теперь система налажена, откалибрована и приносит свои плоды.

"Финляндия — это общество, основанное на принципах справедливости, — говорит Рейо Лаукканен, член национального совета по вопросам образования. — В японском и корейском обществе доминирует конкуренция — если ты учишься хуже соседа, тебя отправляют в вечернюю школу. В Финляндии не важно, какие успехи делает твой сосед. Все очень усредненно, но эта усредненность — высшей пробы". И в этих словах нет ни капли бахвальства: в 2006 году результаты финских студентов-двоечников в тесте PISA были на 80 процентов лучше, чем у отстающих студентов из других стран.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить