Минобразования предложило переводить на "бюджет" студентов-хорошистов

Зачем государству "тихие троечники"

Прилежно обучающиеся "на контракте" студенты высших и средних учебных заведений уже со следующего года могут получить дополнительный стимул к учебе — в виде возможности перевестись на "бюджетную" форму обучения. Собственно, такое право есть и сейчас, но только у отличников. То есть, тех, кто сдал минимум две сессии на одни пятерки, не имеет взысканий и академических задолженностей и прочих "грехов". Теперь же минобразование планирует расширить перечень таких потенциальных "счастливчиков" еще и "хорошистами", то есть, теми, кто учится без троек.

Можно сказать сразу — в основу такого подхода заложена очень здравая философия. Как показывает опыт, "материальные стимулы" всегда оказывались куда более действенными, чем высокоморальные, но не подкрепленные рублем призывы, часто оказывающиеся "гласом вопиющего в пустыне". В том числе, и для грызущих гранит науки. В советское время, например, риск остаться без стипендии после полученной на сессии тройки неплохо укреплял значительную часть студентов учиться без оных отметок. Определенное стимулирующее влияние на потенциальных "троечников" лишение стипендии оказывает и сейчас.

Но в годы СССР все без исключения образование было бесплатным — теперь же появились варианты, в виде контрактного обучения, затраты на которое из бюджета студиозуса (чаще его родителей) в разы превышает размер стипендии. А с прошлого года он составляет 487 рублей в месяц для профтехучилищ и 1340 — для вузов, в год — 5844 и 16 080 рублей соответственно. Но ведь самая скромная годовая плата за обучение в институтах и университетах ныне стартует где-то от 80 тысяч в год, по отдельным специальностям доходя и до 350 тысяч.

Из вышеприведенных цифр видно, в случае перевода студента-контрактника на "бюджет", размер его материального вознаграждения за отличную (а с нового года, возможно, и хорошую) учебу будет в разы превышать таковой у самой повышенной стипендии. Соответственно, и заинтересованность "контрактников" в более прилежном овладевании знаниями возрастет тоже.

К сожалению, в однозначно хорошем начинании есть весьма существенная "ложка дегтя" — в виде коротенького примечания в нормативных документах о том, что "такой перевод возможен при наличии "вакантных" бюджетных мест". То есть, если таких мест нет, будь обучающийся за свои деньги студент хоть кандидатом на Нобелевскую премию — все равно ему и дальше придется учиться за счет своего кошелька.

Вообще, при наличном порядке вышеописанного перевода преимущество дается более хорошо успевающим студентам. То есть, при дефиците свободных бюджетных мест в вузах, "хорошисты" о них смогут только мечтать до тех пор, пока перевод не завершат все "контрактные" отличники. В итоге здравая инициатива может полностью выхолоститься, оставшись только на бумаге. Или же возможность ее применения станет объектом подковерных интриг и коррупции.

Чиновники от образования, правда, говорят, что после введения указанных льгот и для хорошистов хорошо было бы увеличить в учебных заведениях число бюджетных мест. Но ведь бюджет не резиновый. Надо думать, он и так дает максимум того, что может, для высшей и профессиональной школы.

Но откуда вообще берутся "лишние" бюджетные места не для поступающих, а для уже состоявшихся студентов? Бывает, что часть абитуриентов, прошедших на "бюджет", по каким-то причинам не желает продолжать обучение. Кто-то из студентов может уехать в другой город, просто бросить вуз. И, наконец, некоторое число "бюджетников" после каждой сессии просто "вылетают" из своей альма-матер за полученные "неуды" или "хвосты" по зачетам.

Но чтобы лишиться студбилета, его обладателю нужно очень хорошо "постараться". В упрощенном виде, для этого нужно получить три двойки за сессию: то ли по трем отдельным предметам, то ли по одному, при трех неуспешных пересдачах. А настолько плохо учатся, все же, единицы.

Однако куда большее количество "бюджетников" с чистой совестью натягивают себе "трояки" и продолжают учиться дальше. Да, не получая стипендию, но продолжая получать в разы большее стимулирование от государства в виде отсутствия необходимости оплачивать учебу. Но за какие заслуги?! Только за то, что им удалось сдать тесты ЕГЭ чуть лучше, чем тем их сверстникам, которым пришлось устраиваться в вузы по контракту?

Но не слишком ли большой, и по длительности, и по размеру материальной составляющей, является такая государственная благотворительность? Для того чтобы лишиться стипендии, любому студенту достаточно получить тройку на сессии, которые проходят два раза в году. А успешно сданный, довольно формальный и оттого всеми ругаемый тест ЕГЭ, получается, обеспечивает "индульгенцию" за последующее дрянное обучение на весь его многолетний срок, ведь все равно за него платить не заставят.

Как представляется, данный порядок требует кардинального реформирования. Право на бесплатное обучение в вузе студент должен защищать также регулярно, как и право на стипендию. Ну, пусть чуть-чуть менее жестко. Сдал не одну, а две сессии подряд с тройками, будь добр перейти из привилегированных "бюджетников" в разряд "контрактников". Авось, такой переход, наконец, мозги прочистит то ли родительской "головомойкой" из-за удара по их кошельку, то ли опустеванием кошелька собственного.

А освободившиеся от троечников бюджетные места как раз и дадут достаточное количество вакансий для тех студентов, которые при поступлении показали худшие результаты по ЕГЭ — зато потом доказали свою гораздо большую "профпригодность", чем школьные вундеркинды.

Собственно, элементы такого конкурса давно поставлены на службу в системах высшего образования ряда стран. В Канаде, например, на первый курс "универов" принимают едва ли не всех желающих, но уже на второй курс переходит хорошо если половина из них. Отличный способ "отсеять зерна от плевел" не по однократному ответу на формальные тесты при поступлении, а по оценке способности учиться в вузе.

Если же оставить существующий в российских вузах порядок без изменений, то инициированный минобром "пряник" для хорошистов-контрактников в виде возможности перейти на "бюджет", скорее всего, так и останется в большинстве случаев чисто декларативной возможностью.

Читайте также:

"Качки" не тупы, а "ботаники" не хилы

Ливанов хочет сделать из вузов АО

Атомные реакторы чахнут без людей

Москва, хватит отдыхать! Поработаем?

Служи по уставу, завоюешь льготы в вуз

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру