Примитивизация образования как следствие неразвитости экономики

Сырьевой экономике "грамотеи" не нужны

— Ну туупые! — говорит Михаил Задорнов про американцев, и весь зал аплодирует, заходясь от смеха и гордости. Мы-то, россияне, не тупые, мы — самая начитанная нация, и любим потешаться над недалекими американцами. Да, в своей массе выпускники рядовых американских школ не обременены даже тем багажом знаний, который в России считается обязательным минимумом.

Хотя высшее образование в США становится все лучше, позволить его себе могут далеко не все. И не только потому, что оно дорого стоит — по идее, можно взять кредит. Проблема в том, что человек, закончивший обычную школу, в которой его едва-едва научили писать и читать, вряд ли сможет учиться в университете. Можно возразить, что мол, кто ему мешает самому взять в руки книги, но человек, который никогда не видел своих родителей читающими книги, вряд ли сможет заниматься самообразованием. Разве что уникум, случайный выродок из своей социальной среды.

Таким образом, кольцо безграмотности сжимается все туже с каждым последующим поколением, ситуация усугубляется. Но нам не следует злорадствовать по отношению к американцам, потому что в России также происходит постепенная деградация молодежи. Уровень подготовки абитуриентов снижается с каждым годом, это отмечают многие преподаватели ВУЗов.

Читайте также: Кто из нас быдло, а кто элита - разберемся? 

Многие пытаются объяснить это явление ухудшением уровня преподавания в школах. Будто бы среднее образование полностью разгромлено, детей ничему не учат, плохие программы, плохие учителя. Но, с другой стороны, многие родители жалуются на большие нагрузки, на то, что школьная программа усложнилась и расширилась настолько, что детям порой физически тяжело с ней справляется. Где же тут разгром школьного образования?

Разумеется, далеко не все школьные учителя — педагоги от Бога, большинство является рядовыми специалистами, однако, разве в прежние годы было иначе? Нет, не школа виновата в том, что дети совсем не читают книг и ничем не интересуются. Да и к тому же, в деле приобретения знаний главную роль играет личная мотивация — если она есть, то человек наберется знаний в любых условиях.

Значит, дело все-таки в мотивации. Дети, молодежь просто не понимают, для чего нужно учиться и развиваться. Если раньше, в советский период, знания были тесно увязаны в сознании людей с успехом, с востребованностью, то сейчас эта связь разрушилась. В представлении людей успех больше не проистекает из знаний. Разве самые успешные люди страны, самые богатые получили свои состояния благодаря своей образованности, начитанности, прилежанию?

Увы, успех теперь воспринимается как шальная синяя птица, которая дается в руки только самым нахрапистым, ловким, удачливым людям. Долгие годы слово "ученый" непременно дополнялось прилагательным "нищий". Зато абсолютно серые герои телепроекта "Дом-2" — они через полгода уже становились звездами. С телеэкранов прямо в подсознание транслировалось то, что грубость, распущенность, тупость — это нормально, и даже хорошо. И люди рады этому верить — ведь это означает, что путь к успеху легок и прост.

В действительности же высшие круги общества, элита не спешит сама следовать этому стереотипу. Напротив, своих детей они стремятся учить в лучших, элитных школах, потом отправляют в престижные зарубежные университеты. Они ходят на премьеры в Большой театр, посещают биеннале, в совершенстве владеют иностранными языками. Внутри элитарной группы существуют совершенно иные стандарты, чем те, которые она транслирует на экспорт, в массы. И олигархи женятся отнюдь не на простушках, а на весьма образованных и интеллигентных девушках, между прочим, даже если сами являются в прошлом уличными парнями.

Читайте также: Бесплатное образование - только по стандарту

Но вот умный, образованный народ элите не очень-то нужен. Не то, чтобы она была категорически против этого, нет. Просто она в нем не нуждается. Если прежде, в советскую эпоху, государство ставило перед страной многочисленные задачи, развивало наукоемкие сферы, промышленность, нуждалось в привлечении огромного количества действительно высококлассных специалистов, то сейчас все эти проекты оказались свернуты, и даже в нефтяной и газовой отраслях технологические преобразования и инновации сведены к минимуму. Внедрение новых разработок требует немалых средств, а отдача будет лишь потом, в будущем.

Будущего нынешняя элита, подспудно ощущающая собственную нелегитимность, имеет все основания опасаться, ее будущее зыбко и неопределенно. Побаиваясь собственного народа, она давно устремила свой взор за границу, видя в ней свое потенциальное прибежище. Самые состоятельные люди России скупают за рубежом дорогую недвижимость, вкладывают свои средства в иностранные банки, отправляют своих детей жить и учиться на запад, готовя плацдарм для бегства.

Не видя в России своего настоящего дома, они и не чувствуют заинтересованности в развитии российской науки и промышленности. Не развитое, слабое, не модернизируемое производство, в свою очередь, не нуждается в массовом привлечении качественных специалистов. Хорошее техническое и естественнонаучное образование долгое время было просто не востребовано. За отсутствием спроса постепенно сошло на нет и предложение. Поэтому одной из главных причин ухудшения образовательного уровня молодежи является вялость и неразвитость российской экономики, сконцентрированной преимущественно на экспорте энергоносителей.

Беда в том, что даже в том случае, если в стране все же будет начата масштабная реиндустриализация (в это очень хочется верить), когда возникнет потребность в новых научных разработках, инновациях и в их реализации на практике в государственных масштабах, может уже просто не оказаться достаточного количества людей, профессионально пригодных для выполнения таких задач. Тот факт, что большинство молодых людей все-таки обзаводятся сейчас дипломами о высшем образовании, ни о чем не говорит: львиная доля этих дипломов получена просто для заполнения нужной строки резюме при устройстве на вакансию менеджера по продажам или секретаря. Масса коммерческих ВУЗов успешно снабжает юных карьеристов такими бумажками, не давая при этом каких-то фундаментальных знаний.

И в таком случае государство столкнется с необходимостью взращивания нового поколения образованных, профессиональных, интеллектуально развитых людей. А чем позже, тем труднее будет это сделать, потому что каждое последующее поколение все глубже погружается в трясину средневековья. Утрачивается само представление о ценности знаний, сумрак заволакивает сознание нации.

Читайте также: Сон образования порождает чудовищ

Когда элита начинает полностью отделять себя и свои интересы от интересов своей страны, не задавая никаких ориентиров, не думая о ее развитии, то такое государство начинает напоминать деморализованное и обезглавленное войско, бредущее кое-как через выжженную равнину. Конечно, на данный момент все далеко не так плохо, дифференциация населения в основном проходит по уровню материального благосостояния, а не по степени образованности.

Образованный бедняк всегда имеет шанс вырваться из бедности, но безграмотный — никогда, практически, он прикован к своей нищете на всю жизнь. Поэтому, можно говорить еще и о постепенном формировании социальных каст, из которых найти выход будет уже практически невозможно, а принадлежность к ним будет передаваться по наследству. Пока этого, все же нет, но с каждым годом сложившиеся пагубные тенденции будут лишь усугубляться, культурная трещина грозит со временем стать пропастью, на одном краю которой будут избранные единицы, элита, а на другом — огромные массы серого, необразованного народа.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить