Школа отбивает у детей тягу к знаниям

Сейчас многие родители и учителя признают, что их дети, как и персонаж комедии Фонвизина, совсем не хотят учиться. Но почему так происходит? Куда улетучивается детская любознательность к началу обучения в школе? Увы, во многом здесь виновата сама школа. Процесс обучения у нас, к сожалению, построен так, что кто угодно потеряет к нему интерес.

Этот печальный процесс мы наблюдаем уже давно, и хотя он всех нас огорчает и даже возмущает, ничего не можем с ним поделать. И учителя, и родители в какой-то момент вдруг обнаруживают, что их ребенок (неважно какого пола) вдруг совершенно утрачивает интерес ко всему, чему его учат в школе. И тут уже становится понятно, что учиться его ничем не заставишь — впрочем, заставить учиться вообще невозможно, можно лишь стимулировать интерес к учебе. Но как его простимулируешь, если все, что включено в школьную программу ребенок считает скучным, и, самое главное, не имеющим к нему никакого отношения?

Вот тут и начинаются ахи и вздохи, а также традиционные поиски виноватых. Те родители и учителя, которые не склонны к анализу, сразу же ищут "врагов", которые сбили их талантливую и умную деточку с пути истинного — и в числе таких традиционно оказываются друзья "потерпевшего", плохое влияние улицы, телевизора, интернета и т. п. Люди же с аналитическим мышлением размышляют по-другому — они понимают, что тут что-то не так с самим ребенком. Ведь в раннем возрасте их малыш был любознательным и, как и все дети, тянулся к новому и необычному. Почему же в какой-то момент он утратил интерес к познанию окружающего мира (ведь в школе, по большому счету, учат именно этому)?

И вот, когда автору этих строк тоже пришло время поразмыслить над этим вопросом (ибо я обнаружил, что и мой сын потихоньку теряет интерес к учебе), то оказалось, что дело вовсе не в каких-то внешних "врагах" и не в реформе образования, а в том, что в современной школе детей методично отучают от того, чтобы познавать мир. Конечно же, учителя делают это неспециально — скорее всего, они просто не понимают, что принятые ныне методики преподавания несут такие вот странные побочные эффекты. Их действия я хочу пояснить на примере преподавания естественнонаучных дисциплин, поскольку сам когда-то учил детей биологии и именно в ней и схожих предметов разбираюсь несколько лучше, чем в обучении гуманитарным и точным наукам.

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить