Желающим дадут пострелять из танка

Глава ДОСААФ: Время пацифизма закончилось

За короткий период ДОСААФ России выполнило госзаказ — подготовило более 36 тысяч человек для армии и более полумиллиона — для "гражданки". Об успешном эксперименте ДОСААФ и ВДВ по допризывной подготовке, о целях и задачах военно-патриотического воспитания в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал председатель ЦК ДОСААФ России генерал-полковник Александр Колмаков.

— Александр Петрович, прошло полтора года с момента назначения вас на должность руководителя ДОСААФ России. Каким был ДОСААФ советских времен, мы хорошо помним. А каким он достался вам? Ведь был период, когда эта структура практически развалилась.

— В СССР организация решала важные оборонные задачи: готовила молодежь к службе в армии, для народного хозяйства подготовка осуществлялась по 347 специальностям… В 1990-е годы, после развала Советского Союза действительно был период, когда происходило изъятие, иногда и незаконными путями, имущества ДОСААФ. Задачи, которые стояли перед ДОСААФ, были сведены на нет, и организация долгое время была предоставлена самой себе.

В последние годы организация вынуждена была выживать, в основном полагаясь на свою финансово-хозяйственную деятельность, — что заработаешь, то и есть. У нас накануне праздника Победы проходила встреча с ветеранами ДОСААФ. Я вел беседы с ними, задавал вопросы по интересным темам, в том числе, как осуществлялась помощь ДОСААФ по линии государства. Последний председатель Центрального Совета ДОСААФ Советского Союза Николай Никифорович Котловцев сообщил, что на 1 января 1990 года организацией ДОСААФ были созданы в 85,7 процентов всех трудовых учебных коллективов СССР. По выполнению задач, которые ставились обществу, была бюджетная роспись при планировании бюджета страны.

Вся авиационная деятельность, подготовка летного состава, закупка самолетов, топлива для авиационной деятельности организации осуществлялись за счет государства. Специалисты, которые готовились для народного хозяйства по линии Госплана тоже финансировались во многом государством. Это касалось и спортивных организаций 27 видов спорта, которые курируются ДОСААФ.

— Какие это виды спорта?

— Авиационные виды спорта, военно-технические, служебно-прикладные, то есть те, которые непосредственно развиваются у нас. За развитие военно-прикладных видов спорта в настоящее время отвечает Министерство обороны, а ранее все, что имело такое название, курировалось непосредственно ДОСААФ Советского Союза.

Произошли серьезные изменения исходной в установке, для чего нужна организация, как она востребована, какая ей оказывается помощь со стороны государства. И так продолжалось до 2009 года. Наконец, постановлением правительства, которое подписал президент Владимир Путин, в 2009 году были расставлены все точки над "i". Перестало "гулять" название, потому что после "ДОСААФ Советского Союза" российская организация стала называться РОСТО, потом РОСТО ДОСААФ и, наконец, в 2009 году она стала общественно-государственной организацией ДОСААФ России.

— Как вы приняли решение, что сможете сделать так, чтобы ДОСААФ снова зазвучал и восстановил прежний авторитет?

— Время пацифизма закончилось. Сейчас нельзя сравнить психологию народа с менталитетом 1990-х или началом 2000-х годов, когда у многих людей было безверие и непонимание, куда мы идем и что делаем. Граждане России прозрели, а руководство государства делает правильные шаги. Поэтому радостно и оптимистично работать в стране, когда все взялись за большое дело — поднять Россию с колен и восстановить ее как могучее государство.

Я государственник, который всю жизнь жил только интересами родной страны. Когда мне предложили эту должность, даже ни минуты раздумий не потребовалось. Конечно, я понимал, что здесь сложно, а проработав определенный период, понял, что тут — очень сложно. Но мы начали серьезно работать, чтобы восстановить все традиции, которые были характерны для ДОСААФ Советского Союза.

— Какие были изначальные цели, задачи?

— Главное было изменить психологию людей. Чтобы те, кто работает в ДОСААФ поняли, что мы здесь находимся не как чиновники. Их здесь, в общем-то, по природе быть не может, здесь должны быть самоотверженные, одержимые люди, которые не считаются со временем и с трудностями. А получив задачу, должны понять, что доверено самое дорогое, что сейчас есть и от чего будет зависеть дальнейшая судьба государства, — воспитание молодых людей.

Конечно, мне пришлось разбираться в той системе, которая существует в плане патриотического воспитания молодежи, это было долго и сложно. Возникало много вопросов: сколько у нас субъектов, которые занимаются этим, насколько скоординированы их действия, насколько слышим мы друг друга?

— То есть сначала была проделана аналитическая работа?

— Без этого просто было нельзя. У меня год ушел на то, чтобы снизу доверху разобраться, как работают все эти приводные ремни. Важно было понять мотивацию каждой категории людей: инструкторов военно-патриотического воспитания, инструкторов и мастеров вождения, руководителей школ и региональных отделений. Понять, как идет взаимодействие с местными и военными органами власти, как слышат проблемы ДОСААФ, как это идет на федеральном уровне…

Разобравшись во всей этой большой и сложной схеме, мы смогли в конце декабря 2015 года приступить к выполнению поручений министра обороны по всем направлениям. Это была очень масштабная и трудная задача, но мы ее в основном уже выполнили. Впервые за многие годы мы имеем конкретный понятный план, который дает нам возможность двигаться вперед, периодически подводить итоги и продумывать, как мы будем подходить к разработке следующего пятилетнего плана. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день организация вполне управляемая.

Сейчас молодежь гораздо охотнее идет служить в армию. Ваша военно-патриотическая работа дала результаты?

— Без воли руководителя государства, четко поставленных правительством Российской Федерации задач ни одна организация не сумела бы переломить ситуацию. Я считаю, что общий патриотический подъем, который наблюдается сейчас в России, позволил всем вместе кардинально изменить ситуацию. Теперь не служить стало не модно.

Если раньше в призыв ловили по 200 тысяч уклонистов, то сейчас люди наоборот просятся в армию. Ко мне как к бывшему командующему воздушно-десантными войсками обращаются серьезные люди, просят, чтобы сына призвали в элитные части, где он бы понял, что такое фунт пороху. Это меня просто радует. Но вопрос нужно ставить шире.

Воспитание, особенно военно-патриотическое, человек должен начинать получать практически с рождения. Я считаю, что оно должно быть непрерывным, последовательным. Надо возродить военную подготовку в вузах, и мы готовы там выступить учредителями и генераторами идей.

Мы хотим себе найти нишу военно-полевого прикладного действия, когда люди будут выезжать и с интересом смотреть: вот окоп для пулемета, так ставится минное поле, так преодолевается полоса заграждения. Что на танке, когда ждешь, держаться надо вот так, и т. д. Чтобы можно было пострелять из танка, переночевать в землянке, отрыть окоп, посоревноваться по условиям какого-то замысла, приуроченного к какому-то сражению — в страйкбол, пейнтбол… У нас много чего есть, но нам надо себя правильно преподносить. Вот в этом направлении мы сейчас и будем думать.

Нужно, чтобы граждане понимали, что может ДОСААФ, в какой форме и где это можно получить. Общество содействия армии, авиации и флоту должно быть открыто для всех. И все желающие должны участвовать в его работе.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Алена Миргородская
Алена Миргородская — журналист, бывший шеф-редактор видеостудии Правды.Ру *
Темы армия
Обсудить