подробности самоубийства старшего лейтенанта Максима Галкина, командира атомной подлодки "Гепард"

Северный флот впереди по суицидам

В понедельник стали известны подробности самоубийства старшего лейтенанта Максима Галкина, командира торпедной группы атомной подлодки "Гепард", которая перед автономным плаванием стояла на заводе в Полярном Мурманской области. Он повесился в собственной каюте, сменившись с вахты. Самоубийство офицеров — еще одна проблема вооруженных сил России…

Самые разные издания, федеральные и местные, мурманские, уже выдают различные версии самоубийства. Среди версий называются разочарование в личной жизни, служебные трудности и просто пьянство. Случилось все на атомной подлодке "Гепард", которая уже "промелькнула" в СМИ месяц назад — 14 января на борту подлодки произошел небольшой пожар, довольно быстро потушенный.

Как пишет "Ъ", старлей отстоял вахту, затем спустился с мостика в центральный пост, пообщался с сослуживцами, а потом тихо ушел к себе в каюту. На следующее утро, во время побудки вахтенных, каюта лейтенанта оказалась закрыта. Дверь взломали, а внутри обнаружили труп c петлей на шее.

По предварительным данным, уединившись в каюте, Максим Галкин обвязал вокруг шеи веревку, залез на верхнюю койку и сбросился оттуда, либо просто свалился оттуда вниз. При падении он сломал себе шейные позвонки. При осмотре помещения была найдена пустая бутылка коньяка. Предсмертной записки офицер не оставил. Не исключено, что чрезвычайное происшествие могло быть и случайностью.

На месте ЧП работают следователи главного военного следственного управления по Мурманской области. Первым делом был допрошен командир "Гепарда" капитан второго ранга Александр Шпорт и сослуживцы Максима Галкина. По состоянию на этот час представители военного следственного управления не спешат давать какие-то комментарии по поводу случившегося.

Читайте также: Наркоманы с ядерной ракетой

По иронии судьбы, 10 лет назад в своей каюте застрелился командир одной из подводных лодок Северного флота, которая стояла тогда у того же самого заводского причала в Полярном! Тогда этот суицид вызвал огромный резонанс на Северном флоте — командир вообще-то был одним из самых лучших в дивизии.

Несколько лет назад был еще очень "нашумевший" похожий инцидент. На атомной подводной лодке "Омск", входящей в камчатскую флотилию Тихоокеанского флота, покончил с собой 33-летний капитан-лейтенант. Офицер выстрелил себе в голову из табельного пистолета. Он был доставлен в гарнизонный госпиталь флота со сквозным огнестрельным ранением в висок, где скончался, не приходя в сознание. У капитан-лейтенанта остались жена и сын. Тогда следствие также склонилось к бытовой версии суицида, так как офицер оставил предсмертную записку, в которой объяснил причины своего поступка.

Следствие велось долго, и, в конце концов, было озвучено, что причиной самоубийства командира подлодки стали семейные неурядицы. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат медицинских наук, психиатр, полковник медицинской службы, много лет прослуживший на флоте, Иван Моисеевич Лагунец:

"Вообще, судя по статистике, самый большой процент покончивших жизнь самоубийством военнослужащих зарегистрирован именно на Северном флоте. Далее следуют Тихоокеанский флот и Балтийский. На четвертом месте Черноморский флот.

Читайте также: Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит

Как-то довелось наткнуться в интернете еще на одну любопытную статистику за 2000-е годы. Естественно, по каждому факту офицерского суицида возбуждается уголовное дело, проводится следствие. Конечно, очень трудно определить, что послужило причиной суицида, если не оставлена предсмертная записка. Но тем нее менее следствие к каким-то выводам все-таки приходит.

Итак, самая частая причина офицерских самоубийств — личные мотивы: развод, супружеская измена, невыносимый моральный климат в семье. Вторая по частоте причина — невыносимые условия службы. Это могут быть как тяжелые физические нагрузки, так и аховое политико-моральное состояние в воинском коллективе.

По этой причине чаще совершают самоубийства молодые офицеры, характер которых еще не окреп. И третья основная причина — личные проблемы офицера. Например, алкогольный психоз, белая горячка. Или происшествие на службе, которое может привести к трибуналу. Или утеря табельного оружия. В общем, все, что не касается семьи и непосредственно службы.

Мне периодически приходилось работать с категорией военно-морских офицеров, склонных к суициду. Их "вычисляли" офицеры-воспитатели, заместители командиров части, сами командиры, а также их товарищи-сослуживцы. Лишь однажды такого офицера "сдала" на профилактику его жена, обеспокоенная состоянием мужа. И вот что я лично для себя уяснил.

Офицеры из плавсостава сводят счеты с жизнью куда реже, чем офицеры береговых служб. Возможно, это связано с особенностями жесткого кадрового отбора офицеров на подводные лодки или надводные корабли. Возможно также, что все-таки на кораблях экипажи более крепки, слаженны и дружны, чем личный состав береговых частей. В хорошем коллективе легче переносить различные трудности жизни.

Помнится, пару лет назад в Кронштадте на Санкт-Петербургской военно-морской базе застрелился 34-летний капитан-лейтенант. Он получил в качестве табельного оружия пистолет Макарова и готовился заступить на дежурство в здании управления своей части. Спустя некоторое время труп офицера с простреленной головой был обнаружен в туалете. Никакой предсмертной записки найдено не было. Начали разбираться. Мне по просьбе следствия довелось несколько раз беседовать с его супругой.

Так вот: по ее словам, у мужа начались некие "завихрения" два года назад, когда он с боевого корабля Северного флота перевелся на берег, на очень престижное штабное место, да еще в самом Кронштадте — шикарнее не придумаешь! Во время бесед с женщиной, честно говоря, выяснились довольно истеричные свойства ее характера. Характер тяжелый…

Я сделал такой вывод: служа на корабле, в офицерском экипаже, у самоубийцы хоть и были личные проблемы, но все-таки он мог как-то "сгладить" их в процессе тесного общения с сослуживцами. Кроме того, его корабль часто ходил в море. То есть дома он был, а значит, и общался со стервозной супругой, не часто. Служба есть служба… Ну, а когда перевелся на берег, то, естественно, стал гораздо больше бывать дома — и семейный корабль затрещал по швам. В конце концов из-за семейных передряг он и застрелился.

В общем, всем офицерам совет такой. Не стесняйтесь обращаться к психологам, если в голове начинают мелькать какие-нибудь шальные мысли. То же самое касается и гражданских людей — обращайтесь к специалистам, и вам обязательно помогут!".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить