Почему поручения президента по профтехобразованию не выполняются

Система ПТУ мешает импортозамещению

Президент Владимир Путин давал правительству поручение по совершенствованию системы среднего профобразования. Срок выполнения поручения - 31 марта 2015 года. Что мы видим в итоге? Давайте разберемся. Тем более, что профтехобразование является краеугольным камнем всего вопроса об импортозамещении. Без квалифицированных рабочих сложно продвинуться.

Без профобразования импортозамещение может сорваться

Вообще среднее профессиональное образование в России настолько больная тема, что обсуждали ее уже все возможные ведомства и организации, однако реального результата до сих пор нет… Между тем российская экономика испытывает нешуточный дефицит специалистов рабочих профессий, и эта проблема будет только усугубляться. Правда. Ру обращалась к этой теме уже несколько раз, но пищи для размышлений становится все больше.

Сегодня экономике России не хватает около двух миллионов квалифицированных рабочих. Причина проста: неуправляемая рыночная конъюнктура наплодила говорунов-гуманитариев, сделав когда-то уважаемое звание рабочего, повара, парикмахера синонимом неудачника. Надо возрождать в новом качестве систему профессионально-технического образования — говорит об этом каждый первый российский чиновник, но…

Читайте также: Ефим Раческий: Все больше успешных выпускников девятых классов идут учиться в ПТУ

Уже стало общим местом, что минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, все никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Да и учиться рабочим специальностям пока мало кто хочет — не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие — это основа промышленности. Как без них поставить на ноги российскую промышленность и решить вопрос с импортозамещением?

Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ — "помоги тупому устроиться"… Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт.

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась еще в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах — начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации — стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей. О каком импортозамещении можно тогда говорить?

"Я думаю, что есть серьезные основания для беспокойства, — рассказал в беседе с корреспондентом Правды. Ру депутат от КПРФ, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. — Практически все учреждения профессионального образования переданы в регионы. А поскольку региональные бюджеты в среднем гораздо беднее федерального, то уменьшились и возможности для получения профессионального образования. Далее: новый закон об образовании, увы, вообще ликвидировал в качестве особого уровня образования начальное профессиональное образование — то, которое было в ПТУ…".

С учетом того, что сейчас предстоит возвращаться к идее самостоятельного производства, отказываться от экономики керосиновой лавки и возвращаться к идее больше производить самим, вольно или невольно, в условиях сложной международной ситуации, Россия должна сделать резкий поворот в сторону поддержки и подготовки рабочих кадров, считает Олег Смолин. А вот реального поворота-то все никак не наблюдается… Может, оно там все жутко засекречено, чтобы враг не прознал? Такие мысли иногда приходят…

В профтехобразовании сделано немало, но нужно еще больше

"К сожалению, процесс затягивается, потому что, если бы он не затягивался, документ бы уже висел в свободном доступе, его пока там нет, — рассказала в интервью Правде. Ру депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова. — Но я не могу сказать, что вообще ничего не сделано. Сделано немало. Сегодня мы ушли от модели, когда в рамках начального профессионального образования ребята получали рабочую профессию, причем, это зачастую проводилось на абсолютно устаревшем оборудовании.

Никто всерьез не интересовался, по какой специальности, сколько специалистов нужно готовить. Сегодня любой регион настраивает все под себя, под свои потребности. Другое дело, что не всегда все срабатывает идеально".

По мнению эксперта, одна из проблем как раз в том, что согласно новому закону об образовании мы теперь принимаем на каждый следующий уровень получения только тех ребят, кто имеет на руках аттестат. Но у нас не всегда итоговая аттестация в девятом классе завершается успешно. Соответственно, мы получили целую группу ребят, условно говоря, не подтвердивших, не прошедших итоговую аттестацию, не получивших аттестат.

Читайте также: Стране нужны новые рабочие аристократы

Подготовка специалистов среднего профессионального образования — вопрос не только регионального уровня, это задача, которая сегодня должна находиться непосредственно под контролем министерств. И делается, на самом деле, достаточно много. Конечно, нам хотелось бы все сразу и немедленно, но, к сожалению, все сразу не получается, добавила Ирина Мануйлова.

Поручение президента: миссия невыполнима?

"Процесс затягивается, потому что нет теоретической основы, — считает эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев, с которым связался корреспондент Правды. Ру. — А теоретическая основа — вся в дополнительном образовании. Не знают у нас наши ученые, что такое дополнительное образование… Поэтому им совершенно не знакома, например, немецкая система дуального профессионального образования.

Кроме того, у нас очень серьезный провал, потому что у нас среднее профессиональное образование строится просто со среднего, и у нас отсутствует само понятие "начальное профессиональное образование". Как можно получить общее образование, не имея начального образования, в общей школе?"

У нас исключили начальное профессиональное образование, говорит эксперт. "Это и Садовничий (ректор МГУ им. Ломоносова — прим.Ред.) говорил, фейсом об стол стучал наших законодателей, но воз и ныне там. Профессиональное образование без начального профессионального образования невозможно. Поэтому выполнить это поручение президента сейчас невозможно физически. Нужно менять закон об образовании", — добавил Олег Сергеев.

А кто за все это ответит?

"Есть специальное министерство — науки и образования, и должен отвечать министр, это его профессиональная ответственность, — довольно критично высказался по этому поводу Олег Сергеев. — Если он не представляет себе, что такое образование, то он не может и контролировать, и возглавлять, и управлять. Это было пять лет тому назад, я участвовал в дискуссии с ним. Он сказал: мол, я не знаю, что такое теория поэтапного формирования умственных действий. Ну, если человек не знает образовательные основы, то как же он может руководить и наукой, и образованием? Это персональная ответственность министра!"

Читайте также: На офисный планктон нет серпа и молота

По мнению эксперта, концепция дополнительного образования у нас вообще ни о чем. У нас даже нет понятия "дополнительное образование", хотя весь технологический прогресс на нем строится…

Но, с другой стороны, поручение президент давал правительству, а кто у нас его возглавляет? И с третьей стороны, система профессионального образования, точнее, ее организация — настолько сложная вещь, что времени на ее построение нужно много.

По-видимому, в данной ситуации в первую очередь следует искать не виновных в проблемах отрасли, а пути решения проблем.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить