Школьные учителя перестали быть авторитетом для детей

Учителям нужна защита от учеников

Одной из основных проблем современной российской школы является то, что учителя не пользуются авторитетом у учеников. И, следовательно, не могут выполнять одну из своих профессиональных обязанностей: воспитывать подрастающее поколение. Может быть, пора обратиться к опыту дореволюционных гимназий и ввести в школах должность классного наставника?

Несколько лет назад мне довелось работать мобильным лектором в школах Москвы и Подмосковья. Выглядело это так — я с набором симпатичных зверюшек (живых, естественно) приезжал в школу, располагался с ними в актовом зале и после этого каждый урок ко мне учителя приводили детей (обычно в количестве 2-3 классов за раз). Я рассказывал деткам про животных и самых безопасных из них давал погладить и подержать в руках. Обычно все — и дети, и звери — в результате оставались довольными.

Со своими лекциями я побывал во многих школах Москвы и области, как частных, так и государственных. И если относительно первых по поводу поведения детей я ничего плохого сказать не могу, там все, и преподаватели, и дети весьма вежливы и воспитаны, то вот у вторых с этим пунктом просто беда. Чуть ли не в каждой третьей московской школе я наблюдал одну и ту же картину, которая, если честно, меня весьма расстраивала.

Представьте себе перемену в обычной средней школе: малышня носится туда-сюда с радостным визгом, а старшеклассники стоят в коридоре и общаются. Вроде бы ничего криминального в этом нет, кроме одного — общаются эти детишки исключительно с помощью нецензурных слов и выражений. Нормативным в их речи в лучшем случае будет лишь каждое десятое слово (да и то, обычно это предлог, частица или союз). Причем нельзя сказать, что делают они это тихо — их радостные реплики, состоящие в основном из трехбуквенных, пятибуквенных и прочих матерных слов, разносятся по всему коридору.

Читайте также: Студенчество отстояло право материться

Вас это возмущает? Понимаю. Но меня больше возмущает другое: в том же холле стоят учителя, в том числе и те, кто дежурят по этажу. И что, вы думаете, они делают? Правильно — ничего, даже замечаний матерщинникам не высказывают. Хотя нет, я не прав, кое-что они все-таки делают, а именно — вид, что ничего не происходит. Удивительно, но во всех случаях распоясавшихся учеников приходилось одергивать мне (и, что самое интересное, получалось — наверное, они думали, что с человеком, который только что на их глазах держал в руках кобру или крокодила, лучше не связываться).

Исходя из этих наблюдений, я сделал один печальный вывод — в нашей стране ненормативная лексика давно уже стала нормативной. А как же иначе, ведь если учителя — люди, которые, собственно говоря, и дают детям понять, что является в этой жизни нормой, а что — отклонением от таковой, бездействуют в тот момент, когда нужно действовать. В результате ученики усваивают один очень важный для них урок: раз учитель "безмолвствует", то материться — это нормально.

Впрочем, дело не только в нецензурной брани. Тоже самое можно сказать и про другие случаи "невмешательства" учителей в некоторые ненормальные ситуации, возникающие в школе. Поэтому нормой давно уже стала драка, курение, распитие алкогольных напитков и прочие "прелести" современного школьного досуга. Правда, в школах, учащиеся, по моим наблюдениям, пока все-таки стесняются делать все это на глазах учителей. Однако уже на школьном дворе их "робость" куда-то пропадает, поскольку проходящие мимо них преподаватели, как обычно, делают вид, что ничего не происходит.

 

 

Однако мой приятель, с которым мы когда-то вместе преподавали в одной из московских спецшкол, после того, как я с возмущением рассказал ему эту историю, вдруг неожиданно… заступился за учителей, сказав при этом примерно следующее: "Я понимаю твой праведный гнев, однако не спеши осудить их. Лучше подумай, а что учителя, собственно говоря, могут сделать в этой ситуации? Ну подойдут они, сделают замечание, а дальше-то что? В лучшем случае ученики просто замолкнут на время. А в худшем — выскажут, куда конкретно данному учителю нужно немедленно отправиться. А кому приятно такое выслушивать? И что делать педагогу после того, как его публично оскорбили?

Я, да и ты тоже, скорее всего, просто бы хорошенько наподдали этому матерщиннику, причем на глазах у всей компании, как это товарищ Макаренко в свое время делал. Но ведь ты сам понимаешь, у нас школа-то была необычная, не только дети, но и родители были особенные, они бы за подобные методы воспитания нам еще и спасибо сказали бы. А представь себе обычную школу — да там родители, как узнают, про то, что их детей силовыми методами воспитывают, всех, начиная с директора, по судам затаскают.

Кроме того, ведь это у нас большинство учителей — молодые мужчины вроде тебя и меня. А в типичном случае кто в школе в основном работает? Дамы сильно бальзаковского возраста. И как же они смогут действовать так, как мы?

И знаешь, ведь другие воздействия-то уже бесполезны. Поход к директору или вызов в школу родителей современных детишек мало впечатляет, особенно если учесть, что раз они свободно в школе матерятся, то и родители явно изъясняются в их присутствии на таком же языке. Исключить из школы их тоже не могут, у нас Закон об обязательном всеобщем образовании-то никто не отменял. Могут лишь перевести в другое учебное заведение: исправительно-трудовое, если сочтут хулиганами, или коррекционное, если решат, если у них проблемы с психикой. Но ведь это делается через полицию или через медиков, а с ними директора школ связываться ой как не любят — ведь дурная слава о школе пойдет по всему району, если не по городу. Вот и замалчивают все эти безобразия. А ученики, пользуясь этим, продолжают спокойно материться".

Самое печальное состоит в том, что мой приятель абсолютно прав. Прежние методы воспитания сейчас действуют только на учеников начальной школы. Да и то не всегда. Так, например, в школе, где прежде учился мой сын, учительница долго не могла справиться с первоклассником, который просто отказывался выполнять ее требования. И ведь преподавательница была не новичком, больше двадцати лет педагогического стажа за плечами имела. Но этот ребенок целую неделю вел себя на уроках так, как хотел. и на замечания педагога вообще не реагировал.

В конце концов в школу вызвали родителей и предложили им следующий вариант — либо они сами забирают свое непослушное чадо из школы, либо администрация поставит вопрос о переводе этого ребенка в соответствующее коррекционное учреждение. Родители же, что называется, "уперлись", сначала вообще собирались на школу в суд подать (и, самое интересное, имели на это полное право), но потом все-таки забрали мальчика из школы. Так что уж если и в начальной школе подобное бывает, что уж о средней и говорить не приходится. Там многие детишки мнение учителя о том, что такое хорошо, а что такое плохо, часто вообще ни во что не ставят.

 

 

Почему же так происходит? Это достаточно сложный вопрос. Некоторые преподаватели считают, что подобное отношении случается потому, что в школах сейчас в основном работают те самые дамыпостбальзаковскоговозраста, а молодых преподавателей,которые знают новые методы воспитания, катастрофически мало. Детки сейчас же пошли более раскованные, чем в советские времена, им не достаточно лишь одного факта, что учитель всегда прав потому, что он старше их (или, если конкретнее — потому что он учитель). Нужно завоевывать авторитет среди них совсем другими методами, а пожилым учителям их достаточно сложно освоить.

Другие говорят о том, что сейчас авторитет учителей в глазах детей упал потому, что социальный статус преподавателей стал весьма низок. Маленькие зарплаты и социальная незащищенность сделали свое дело — разве будут дети слушаться того, кто ведет уроки в старой поношенной одежде (на другую просто денег нет) и кого может избить на глазах у учеников первый ворвавшийся в школу хам при полном бездействии имеющейся рядом охраны (как это случилось в одной из школ Санкт-Петербурга)?

Читайте также: "Для натурализма учительнице не сказали…"

Все это, конечно же так, однако все равно непонятно, как с этим следует бороться. Отменять Закон о всеобщем обязательном образовании? Вряд ли это разумная мера. Однако, возможно, следует пойти другим путем — возродить институт классных наставников, который существовал в дореволюционной России. Помню, мой дедушка, который учился в те славные времена в гимназии, рассказывал про их классного наставника — отставного прапорщика, который держал весь класс просто в ежовых рукавицах. Однако гимназисты его, хоть и боялись, но все-таки любили, поскольку он им часто помогал в конфликтных ситуациях. Например, когда они пожаловались ему, что их по пути домой все время задирают детки местных пролетариев, тот самолично разобрался с хулиганами и даже к их родителям несколько раз сходил. После чего гимназистов никто и пальцем не трогал.

Итак, с подобными "специалистом по этике" в школе учитель сможет спокойно заниматься своим прямым делом — учить детей, а все проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения можно будет поручить классному наставнику. Кстати, в некоторых частных школах подобные воспитатели уже имеются, и, по отзывам преподавателей, их деятельность приносит положительный результат. Есть они и в государственных учебных учреждениях — например, в кадетских корпусах.

Я помню, как один раз читал свою зоологическую лекцию в подобном кадетском корпусе. Детишек в актовый зал приводили высокие спортивные мужчины в военной форме, по виду напоминавшие типичных сержантов из голливудских фильмов. Следует заметить, что, хоть они при мне не кричали на учащихся и не наказывали их, вели себя детки на моих лекциях просто идеально. После учителя объяснили мне, что эти мужчины вовсе не преподаватели, а классные наставники, занимающиеся воспитанием кадетов. И результаты из работы радуют не только преподавателей, но даже и родителей будущих офицеров. Словом, дело свое эти воспитатели в форме знают хорошо.

Читайте также: Ольга Барковец: кадетские корпуса — это соцзаказ

Так почему же не ввести эту должность и в обычных государственных школах? Конечно же, это должны быть не персонажи вроде знаменитого Цап-Царапыча из произведений Льва Кассиля, а люди, умеющие найти с детьми общий язык, и прошедшие специальную подготовку в педагогических ВУЗах. Я уверен, что при подобном классном наставнике дети не будут ругаться матом, драться и нарушать общественный порядок. А учителям и родителям от этого тоже будет спокойнее…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить