ЕГЭ-2013: несовершенство системы доведено до абсурда

Жертвы и уроки горячего сезона ЕГЭ

Пафос сводок информационных агентств о ходе сдачи ЕГЭ в РФ начинает сюжетно копировать сообщения о ходе спецопераций в "горячих точках". Ужесточаются правила проноса вещей на экзамен, а учитывая все большую доступность миниатюрной видео-, аудиоаппаратуры, подозрительность учителей и общественных контролеров, накрученных ажиотажем момента, даст фору таможенникам в аэропортах.

Практикуется радикальное глушение сигналов мобильных телефонов и масштабный мониторинг Интернет с блокированием сайтов, страничек, сообществ соцсетей — один "Вконтакте" заблокировал больше 70 сообществ, распространяющих данные о заданиях ЕГЭ и ГИА девятиклассников. Несмотря на все эти меры, сообщения о "списанных из интернета" ЕГЭ продолжают будоражить публику. Собственно, все как обычно. Как каждое лето, начиная с массового внедрения ЕГЭ в 2009. Однако опыт-2013 может стать поворотной точкой в деле повышения эффективности ЕГЭ, формирования общественного консенсуса относительно единого экзамена.

Премьер Д. Медведев заявил о жестких мерах в отношении старшеклассников-выпускников, сжульничавших на экзамене — результаты ЕГЭ аннулируются, возможность повторно сдать экзамен они получат только спустя год. Значительно возрастают шансы попасть под армейский призыв, а по окончанию службы возвращение к школьной программе может быть совершенно неподъемной задачей и закроет для них ряд социальных лифтов, завязанных на профессиональные навыки.

Министерство образования анонсировало планы проведения системного мониторинга интернет для выявления нелегально размещенных контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ. Инициатива несколько запоздала, однако, очевидно, такого рода меры сохранят актуальность в следующий сезон ЕГЭ, а наработки текущего года также могут быть использованы.

Читайте также: Бюджетные места: лириков меняем на физиков

Об особой, "кавказской" методике сдачи единого экзамена вновь заговорили на основных телеканалах. Термин "ЕГЭ по-дагестански" — повальная коррупция контролирующих органов, продажа решений КИМ и открытые консультации старшеклассников по мобильным телефонам — из интернет-мема прочно вошел в официальную политическую риторику.

Проблема малообразованных "стобальников" из регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в ведущих ВУЗах Москвы перестает быть поводом для иронии, сарказма, но расценивается как симптом глубочайшего общественного заболевания, разложения базовых социальных ориентиров. Очевидно, коррекция порядка сдачи ЕГЭ в масштабе федерации будет невозможна без отдельного, образцово-показательного акцента на изменениях в учебных заведениях СКФО.

Несмотря на то, что ЕГЭ прочно вошел в современные российские социальные стандарты, единый экзамен остается мощным раздражающим фактором общественной жизни. Отчасти это связано со стабильно негативным отношением к этой форме проверки знаний со стороны ведущих российских ученых, специалистов сферы образования, руководства ключевых вузов РФ. Показательна в этой связи критическая позиция, озвученная, незадолго до начала ЕГЭ, ректорами крупнейших вузов столицы — МГИМО, МИФИ, РЭУ им. Плеханова, Финансового университета при правительстве РФ.

После присоединения в 2012 г. к Финансовому университету и Российскому экономическому университету ряда вузов, стало особенно наглядно несоответствие реальных знаний учащихся и формальных показателей результатов ЕГЭ. Итогом кампаний объединения вузов зачастую становятся массовые отчисления за неуспеваемость студентов "неэффективных" учебных заведений, несмотря на высокие баллы единого экзамена.

Общим для ректоров становится убеждение в неэффективности ЕГЭ как инструмента отбора будущих студентов. Отчетливо звучит заявка сообщества преподавателей высшей школы на диверсификацию форматов сдачи экзаменов в вузы.

Читайте также: Детям расскажут про это в детском саду

В 2013 г. дополнительные к ЕГЭ "испытания" санкционированы в семи вузах — по отдельным специальностям в МГЮА им. Кутафина, МГЛУ, МПГУ, ВШЭ, НГЛУ им. Добролюбова, по всем специальностям, учитывая особый статус, в МГУ и СПбГУ. Очевидно, в следующем году на введение "дополнительных испытаний", учитывая волну критики в адрес ЕГЭ, будут претендовать значительно больше учебных заведений. Таким образом, ЕГЭ теряет одну из ключевых функций универсального образовательного стандарта, валидного для всех вузов на территории России.

По трезвым оценкам, доля признанных фальсификаций, нарушений в ходе ЕГЭ остается ниже уровня статистической погрешности — по данным Рособрнадзора число аннулированных работ в текущем году меньше чем в 2012 г. По мнению наблюдателей, критические выпады в адрес министра Д. Ливанова по поводу "провала ЕГЭ" могут быть "афтершоком" массированной критики правительства РФ, пик которой пришелся на начало мая. Фактически, тема "проблемного ЕГЭ" искусственно политизируется.

Основные претензии связаны с проблемами обеспечения безопасности данных ЕГЭ и соблюдения порядка при сдаче экзаменов. Очевидно, учитывая исключительную общественную важность проблемы контроля при сдаче ЕГЭ, необходимо профессиональное участие правоохранительных органов, Следственного Комитета РФ, специалистов ФСБ, ФСО. Прецеденты "торговли КИМ" должны быть квалифицированы как уголовное преступление, пособничество преподавателей в сдаче ЕГЭ — как повод к полному запрету на профессию. Только при таких условиях имеют смысл конструктивная критика непосредственно заданий ЕГЭ, общественные предложения по коррекции процедуры сдачи экзамена. Однако в условиях, когда Министерству образования доступны лишь "полумеры", ЕГЭ так и останется долгоиграющим, удобным поводом для критики государственной образовательной политики.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юлий Иванов
Юлий Иванов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить