Владимир Баскаков: Сизиф глумился над смертью

Когда ребенок впервые осознает, что смертен? Какой смысл на самом деле скрывается в античной легенде о Сизифе и его бесконечном труде? На эти вопросы психолог, телесный психотерапевт, директор Института танатотерапии, автор уникальной методики Владимир Баскаков отвечает в третьей части беседы с главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой.

Начало разговора на эту тему:

Владимир Баскаков: Смерть — лишь переход

"Люди жалуются всего на четыре проблемы"

— Владимир Юрьевич, так кому все-таки помогает ваш метод?

— Четыре базовые проблемы. Они есть у всех. Но, это не панацея, это не какой-то уникальный метод. Мы работаем на балансе и на переходе. Сейчас ещё вас больше запутал, опять переход, баланс. За этим стоят механизмы. Я не хочу сейчас их разворачивать в полном объеме, потому что там идет терминология. Поэтому я пытаюсь перейти для вас на какие-нибудь красивые метафоры. Я бы например, сейчас поднялся бы, встал на одну ногу и пытался бы удерживать равновесие. Если кто-то ко мне подходит, аккуратненько надавливая на мое тело, выводит из равновесия, я восстанавливаю баланс. Опять подошли, опять восстанавливаю баланс. То есть воздействие идет извне на мое тело. Но с помощью чего я восстанавливаю баланс? Это мой вопрос вам.

— С помощью мышц, наверное.

— Мышцы это как бы средство. Есть механизм, который называется так — саморегуляция. Это уровень и клеточный, и система организма. Это не только голова с ее разными процессами. Нет. Видите какой, сложный процесс. Процесс сложный, но, аккуратно, очень гомеопатично, выводя из равновесия, мы активизируем, прежде всего ресурс самого человека. Это очень важно.

— А почему это называется — геонетика, почему это танатотерапия?

— Потому что в этом термине есть два слова: танатос… Кстати, посмотрите по словарям, поищите его пол. Это бог смерти. Но поищите его изображение.

В отличие от других богов, поищите. И, кстати, очень интересно, что в пантеоне богов вообще к нему очень относятся как-то так, не то, что с недоверием и неприязнью как-то…

— Без радости, так скажем.

— Да. А не знаете, почему? Потому что он бес-при-страстен. Он безразличен к тому, кому он будет эту практику.

— Но, тем не менее, были изображения старухи с косой, скелет. В каких-то фильмах, например, в "Обыкновенном чуде", там есть фраза: "я видел близко смерть, она подошла близко, я ее разглядел, она была страшна".

— Поэтому танатос… И, кстати, в русской традиции, обратите внимание, смерть — она, а у немцев это он, "дер тод", "дер тод", это он. Поэтому по-разному относятся. Допустим, в германской культуре, какие качества приветствуются? Это сила, мужество и так далее. Почетно умереть в бою. Там, кто с нашей женщиной будет сражаться. Смешно. Поэтому, совершенно полярные качества, открытость, принятие и так далее, и так далее. Поэтому вот уже первое, танатос. Терапия. На первом месте уход, ухаживать, второе — забота, заботится, и лишь потом появляется лечение.

— И вот эти три источника есть, три основные части терапии?

— Так вот если это все объединить — это оказание помощи. В чем? И появляется фигура танатос, установление контакта. С чем? С процессами смерти, умирания. Вот этот контакт мы, кстати, потеряли почему? Потому что мы вышли из контакта с природособранностью. Ещё раз, что такое. У нас все искусственное. Смотрите, искусственное освещение, искусственное отопление и так далее, и так далее. То есть мы не ощущаем на себе смены знаков. И, кстати, женщины лучше ощущают на себе смены знаков и поэтому живут дольше. Это моя версия, не потому, что там какие-то гормоны и что-то ещё. Менструация. У вас циклы, которые постоянно присутствуют в вашем теле, они как раз ещё вас пока держат в этом природосообразном контакте.

— Так как же восстановить эту почти утерянную связь с природой?

— Надо уходить жить в палатках что ли, в леса? Нет, конечно. Дыхание. Мы постоянно дышим, у нас постоянно меняется полярность. Если хотя бы быть в контакте со своим дыханием, это уже очень много.

— Какие-то вы вещи говорите. Разве мы не в контакте с нашим дыханием?

— Если мы после вдоха делаем выдох, почему же мы так противимся нашей смерти? Это же выдох, наша жизнь. Или нет?

— Ну как раз противимся тому, что мы перестанем дышать. Дышим, дышим. Как же перестанем дышать, это же страшно?

— Гаснет свеча. Кто-нибудь видел, чтобы фитилек бился в агонии, расплескивая воск и так далее, и так далее, я умираю. Часы остановились. И все. Чего же мы так вообще реагируем на свой конец? Одна и та же модель: вдох-выдох, день-ночь. Кстати, наша страна в этом плане очень отличается.

Не знаю, знаете вы или нет, что была секретная директива ЦК КПСС, которая предписывала искажать восприятие советского человека, убеждая, что наша страна не северная. А давайте считать: 7 ноября — это зимняя форма одежды. Помните? Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель. Вот только в мае у нас стало чуть-чуть теплее. Сем месяцев, полгода. Поэтому в этой же директиве было сказано, почему так надо было делать, потому что построить коммунизм в отдельно взятой северной стране нельзя. А в Африке можно.

— Почему в северной нельзя, а в южной можно?

— В Африке просто, банан снял, все, там можно построить. Труд был тяжкий, потому что было очень маленькое время на лето и, в общем жизнь такая, тяжелая на самом деле.

— То есть, с тяжелой жизнью коммунизм построить нельзя.

— Ну, были же попытки. Блок-схему то сделали, а вот реализация…

— У нас и такие города, где вообще людям жить нельзя, тот же Норильск, там вообще полгода ночь. Тем не менее, цивилизация не стоит на месте и что-то у нас остается настоящим, что-то искусственным. Но мы, конечно, не можем уже сесть на телегу и поехать и на четвереньки уже не встанем. Но всё-таки, почему вот именно через лечение страха смерти?

— Каждый из нас в детстве проходит через собственный страх смерти. Причем, именно, через осознание себя — умирающим. Все маленькие дети знают даже слово "смерть": бабушка умерла, любимая рыбка умерла, похоронили, крестик поставили. Но отличие детей как раз от следующего этапа то, что слово смерть, для этого ребенка не имеет к нему отношения. То, что называется экзистенциально, не затрагивает. Чаще всего это происходит ночью, когда ребёнок вдруг осознает, это ужас, что я умру, боже мой, и все закончится, и жизнь закончится, и все вообще закончится. Поэтому такие дети, они бросаются ночью, будят своих родителей, "папа, мама, я что, умру?". Там отец поднимается: "да, конечно, я и мама, умрем, все умрут". Вот вам помощь. Я помню, когда это у меня случилось, город Одесса, где-то в пять лет, и вот я тогда прорыдал всю ночь, даже не из-за страха собственной смерти, а из-за какой-то несправедливости. Как же так вообще, что все заканчивается. Ещё помню, тогда как раз дал клятву, что я эту смерть победю. Где можно победить смерть? Естественно, в медицине, подумал я. И поэтому я вначале хотел быть врачом. А родители меня за километр обводили все аптеки, потому что я туда хотел, шел к этим аптекам и просил купить самое большое и блестящее. Сейчас я понимаю, это шприц для промывания желудка, такой огромный был. Поэтому я вначале хотел быть врачом, а потом я понял, что нет, медицина не решает проблему бессмертия. Вообще очень интересная эта тема. Кстати, к теме бессмертия…

— Нет, эта тема очень интересная, извините, это есть футурологи.

— Нет, это люди от будущего.

— Криогенная технология, борьба со старостью.

— Да. К примеру, кто у нас бессмертный в культуре или в сказках? Кощей, жид вечный, имеется в виду не его национальность, а характеристики. Или там у Свифта, женщины, такие мужчины. И у них была одна мечта.

— Быть смертными. Бессмертные просят смерти.

— Но даже там, у Гетте "остановись, мгновенье". Кто бы вообще эту фразу правильно понимал. Остановись — это замри. Слово "замри", даже смерть присутствует в замирании. Поэтому когда опять мы касаемся сильных чувств…

— В итоге получается, что мы и смерти боимся, и бессмертия не хотим.

— Я говорю, вот кирпич в дымоходе, ни вверх, ни вниз, вот застряли где-то там.

— И сказать, что это людям так сильно портит жизнь…

— Портит. Портит, конечно.

— Понятно, что и смерть — печально, и бессмертие тоже. Настолько портит, что они не могут жить в социуме? Они не могут ходить на работу? Будильник утром не слышат?

— Нет, по-разному. Кого держит вот так страх смерти, конечно, портит жизнь. Портит жизнь и тем, кто не может расслабиться, кто плохо засыпает, или там, наоборот, страдает бессонницей и так далее, кто не испытывает оргазм, не позавидуешь таким, кто не в контакте со своими сильными чувствами. Какой это человек, который не чувствует?

— Вот такие проблемы, они ведь могут быть вызваны и переутомлением, неумением расслабиться.

— Конечно. Нарушен баланс.

— Наверное, излишним контролем. Неумением свои силы распределить, не только расслабиться, но и распределить свои силы. Потому что там на какую-то ерунду люди могут тратить много усилий, совершенно бессмысленных, и результат будет нулевой.

— Давайте я вам, как некрофил, дам очень интересную интерпретацию привычной легенды о Сизифе. Там его наказали, вот он несчастный закатывает этот камень, а он скатывается, и потный Сизиф продолжает этот камень назад закатывать. На самом деле это не так все. Там гораздо все интереснее. Вообще, конечно, этот персонаж очень противный, то есть в нем масса разных недостатков, но, что интересно, что он хитростью обманул смерть и приковал ее, семь лет не было на земле смерти. И поэтому жители земли как раз попросили, чтобы эту смерть расковали. Почему? Стало неинтересно. Остроты нет ощущений, остроты жизни. Поэтому это люди как раз попросили, чтобы боги расковали эту самую смерть. А главный из них, он наказал Сизифа вот этой самой процедурой. Что такое закатить камень наверх? Это конец работе. Что такое конец работе? Это смерть работе. Поэтому смерть сидела наверху и ждала, когда же к ней Сизиф прикатит этот самый камень. Что делает хитрый и вечный, кстати, он же вечный по мифологии, он почти докатывал этот камень, сбрасывал вниз и показывал "вот тебе". То есть вот так глумился над этой смертью. Наверное, поэтому мы боимся закончить, потому что если заканчивается что-то, это же смерть.

— Получается, если бы мы все боялись смерти в таком варианте, боялись заканчивать, то тогда бы даже пирожного бы не испекли, потому что испекли пирожное — все, смерть пирожному.

— А так оно и есть. Или вы будете спорить? Смерть пирожному. То есть пирожное теряет свою целостность.

— То есть. Весь процесс — переход. Пирожное испекли — съели?

— Да, постоянно, вот так эту смерть несем всему. Чай допили, нет чая, убили чай, представляете как, и не плачем даже по этому поводу.

— Вы смеетесь.

— Нет, почему, я не смеюсь. Вот это есть настоящее определение смерти. Вот я взял так бумажку, порвал. Вы скажете "ну и что, склеим". Конечно, я могу ее склеить, но она больше никогда не будет тем, чем она была. Никогда. Вот она, смерть. Уже больше никогда. Поэтому немножко беременная, не может быть такого.

— Это же все понятно, все имеет начало и все имеет конец. Все когда-то начинается и заканчивается.

— Может быть конец этого, начало чего-то другого.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Специалист Кудряшов Валерий
Занимается диагностикой и лечением депрессии, неконтролируемой агрессии, булимии, анорексии, панических расстройств, страхов, фобий, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, навязчивых состоянийи других психических расстройств.
Специалист Ковальчук Юлия
Заведующая отделением, психотерапевт, сексолог
Специалист Скворцов Дмитрий
Занимается диагностикой и лечением психических болезней, поведенческих эмоциональных растройств, зависимостей методами психофармакотерапиии и психотерапии.

Специалисты

146 отзывов
Кудряшов
Валерий Викторович
Психотерапевт
Стаж 39 лет
Врач высшей категории
Приём от 4000 руб.
Московский Городской Психоэндокринологический Центр на Арбате
ул. Арбат, д. 25/36

340 отзывов
Ковальчук
Юлия Вячеславовна
Психотерапевт
Стаж 25 лет
Приём от 7480 руб.

80 отзывов
Скворцов
Дмитрий Вячеславович
Психотерапевт
Стаж 27 лет
Врач второй категории
Приём от 4000 руб.


Клиники

10.0
25 отзывов
Васечкин Виктор Борисович медицинская клиника
ул. Ватутина, д. 1
Кунцевская
Кунцевская
Пионерская
Славянский бульвар
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.

10.0
23 отзыва
Даренский Иван Дмитриевич медицинская клиника
Измайловский бульвар, д. 43
Измайловская
Первомайская
Первичный приём от 5000 руб.

9.8
84 отзыва
Геворгян Геворк Эдуардович медицинская клиника
Большая Очаковская, д.44
Озёрная
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.


Обсудить