Белые пятна Второй мировой: как разбивались самолёты

В Сибирской тайге до сих пор лежат самолеты и останки летчиков, разбившихся в годы Второй Мировой войны
Шестьдесят с небольшим лет назад СССР и США подписали договор о союзнической помощи по закону о ленд-лизе. Почти половина этой помощи — техника, оружие, продовольствие — доставлялась самолетами по так называемому восточному маршруту Аляска-Сибирь. Трасса в пять с половиной тысяч километров состояла из пяти отрезков, соединенных промежуточными аэродромами в Уэлькале, Сеймчане, Якутске, Киренске. Трудно переоценить значение самолетов в сложное для страны военное время. Когда в небе на американской "Аэрокобре" появлялся трижды Герой Советского Союза Покрышкин, немцы в панике предупреждали своих: "Внимание! В воздухе Покрышкин!".

По трассе от Фербенкса (Аляска) до Красноярска в режиме строгой секретности советские летчики перегнали более восьми тысяч боевых самолетов. Пилоты находились в пути по пять-шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Один из сложнейших отрезков трассы — Киренск-Красноярск — проходил над глухой тайгой, над рекой Лена, где летчики часто вынуждены были пробираться среди туманов и дыма лесных пожаров, ориентируясь только по приборам.

Случались и трагедии: самолеты терпели крушения. Некоторые из них лежат в сибирской тайге до сих пор. В Иркутской области на данный момент обнаружено шесть разбившихся на трассе экипажей. Три из них — в тайге под Усть-Кутом.

Трагедия над сибирскими реками

12 июля 1943 года окна и двери домов в Усть-Куте были завешаны мокрыми простынями. Люди спасались от едкого, плотного, затянувшего все вокруг дыма. Горела тайга. Над городом стоял привычный ровный гул летящих самолетов. Вдруг он усилился. Бегущие с реки девчонки, услышав шум, замерли и уставились в небо:

- Как будто самолет хочет сесть?

- Два.

- Ага, кружат один над другим.

Раздался треск, вверху, над двумя реками — Кутой и Леной — сквозь дым блеснуло пламя...

А через месяц с небольшим местные ягодники наткнулись на поляну, где рядом с обломками самолета, среди срезанных, разметанных кустов и деревьев на обгоревшей земле лежали останки двух человек. Сотрудники военкомата установили, что разбившуюся машину вели летчик Георгий Иванов и радист Георгий Шабуров. Похоронили их в общей могиле на месте трагедии.

То, о чем молчало время

После войны могилу героев стали посещать краеведы и поисковики. Руководитель усть-кутского поискового объединения 'Эдельвейс' Нина Куршева пыталась восстановить историю гибели Иванова и Шабурова давно — с 1964 года. Узнав, что они разбились, перегоняя самолет от Киренска до Красноярска в составе пятого перегоночного полка, Нина Сидраковна начала повсюду собирать информацию о тех событиях.

Изучая архивы, собирая свидетельства летчиков, она узнала, что в день гибели Иванова в усть-кутской тайге пропал без вести еще один экипаж в составедвух человек: летчика Ивана Заломина и штурмана Ивана Максимова.

Куршева связалась с родственниками Заломина, и те переслали ей письмо некого Яшина — штурмана, работавшего в составе пятого перегоночного полка вместе с разбившимися летчиками. Он писал, что экипажи Заломина и Иванова в день трагедии летели в одной группе самолетов 'А-20 Се' и, вылетев из Киренска, на аэродром в Красноярске не прибыли.

Долгожданная находка

Усть-кутским краеведам регулярно поступали сигналы о лежащем в тайге самолете, но найти его эдельвейсовцам не удавалось. За тридцать лет кропотливого поиска Нине Сидраковне не раз сообщали, что экипаж Заломина найден. 'Руководитель одного из поисковых отрядов даже утверждал, что летчик уже похоронен в Красноярске, — вспоминает она, — но и эта информация оказывалась ошибочной.

Поисковики уже отчаялись найти останки Заломина, когда в 1999 году охотники принесли Куршевой детали обнаруженного ими самолета, на которых стояли цифры '5. 11. 43'.

'Дата на штильдиках поначалу сбила нас с толку, — вспоминает Нина Куршева, — Судя по ней, самолет был передан в эксплуатацию 5 ноября, уже после трагедии. Но кто-то из ребят сказал: 'Постойте, на иностранных самолетах в дате выпуска сначала ставится номер месяца, а потом уже число'. Сверив номера самолета с архивными данными, поисковики убедились — обнаружен экипаж Заломина!

За други своя

Археологи и краеведы по расположению обломков самолета, по воспоминаниям летчиков и очевидцев попытались восстановить картину трагедии. Они выяснили, что Заломин был военным летчиком и не имел опыта длительных транспортных перелетов, Иванов же осваивал АлСиб и поэтому хорошо знал трассу.

Жители Усть-Кута вспоминают, что в день трагедии все было затянуто дымом горящей тайги, а после обеда началась еще и гроза. Заломин из-за погодных условий, видимо, решил идти на вынужденную посадку, но его самолет почему-то загорелся, и летчик врезался в дерево. Иванов, скорее всего, хотел 'вывести' друга на запасной аэропорт в Карпово, но, потеряв Заломина из виду, сделал несколько кругов над лесом и уже не смог посадить свой самолет.

В память об ушедших и ради живых

Родственники Иванова, узнав, что самолет второго летчика найден, предложили перезахоронить останки пилотов и штурманов вместе в братской могиле Усть-Кута: все-таки они были друзьями и разбились в один день. Да и семикилометровый путь по лесу к могиле Георгия Иванова был бы труден для его пожилой жены и сына.

12 июля 2003 года, спустя ровно шестьдесят лет со дня трагедии, летчики Иванов, Заломин, Шабуров и Максимов были торжественно перезахоронены в Усть-Куте. А в архиве Нины Сидраковны хранится так и оставшаяся без ответа последняя весточка от жены Заломина, где она пишет: 'Спасибо, что вспомнили о моем муже и хотите продолжить поиски. Я уже отчаялась узнать о нем. Ведь до сих пор не найдено даже самолета. Мне уже много лет. Не знаю, дождусь ли я:' Это письмо 1997 года. А в 1999 женщина умерла, так и не узнав, что останки ее мужа найдены.

Работы еще много

Всего за время существования трассы на советской стороне произошло 44 катастрофы, в которых погибло 115 наших летчиков. Засекреченная долгое время тема сегодня активно обсуждается общественностью. В экспедициях к предположительным местам падения самолетов участвуют многочисленные поисковые отряды городов Иркутской области, объединенные в общественную организацию 'Дань памяти'.

В прошлом году в Иркутске проходила организованная Комитетом по молодежной политике администрации Иркутской области международная научно-практическая конференция 'АлСиб-60', посвященная шестидесятилетию трассы. На ней представители библиотеки Конгресса США, лидеры поисковых объединений обсуждали, сколько еще самолетов может лежать на территории Иркутской области. Тогда они не пришли к единому мнению. В Усть-Куте я задала этот же вопрос Нине Куршевой.

'На нашем отрезке АлСиба — Киренск-Красноярск — предположительно шесть. Три нашли, еще столько же предстоит найти, — ответила Нина Сидраковна, — но нам свою работу афишировать нельзя: обнаружив самолет, мы должны попытаться определить, из-за чего произошла трагедия, установить личность пилота; мародеры же, узнав о находке, беззастенчиво растащат ее по винтику. Даже в военное время был случай, когда, разбившийся на краю села 'Бостон' усилиями селян 'исчез' за год-два, а несколько лет назад в местном УВД по делу об убийстве 'всплыл' пистолет из этого самолета. Сейчас изучаем архивные данные, собираем информацию, готовимся идти в разведывательную экспедицию туда, где точно лежит еще один 'Бостон'.

Ольга Сутырина

Источник: Сегодня в Иркутске

Обсудить