Религия и указка – школьников все-таки научат быть православными

Буквально несколько дней назад пришла к завершению шестилетняя дискуссия между государством и церковью. На прошедших Рождественских чтениях было принято окончательное и бесповоротное решение – религии школьников все-таки научат.

Каждый год в Кремлевский дворец съезжаются политики, чиновники и духовники. Съезды эти именуются Рождественскими чтениями и проводятся в России начиная с 1993 года. Основная цель чтений – обсудить и попытаться решить основные проблемы РПЦ и православной части российского общества.

Бенефисом последних Рождественских чтений стало выступление Калужского и Боровского митрополита Климета, который выступил с жесткой критикой современной системы гуманитарного образования в школах. «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс» – значилось в докладе.

В этом выступлении хорошо просматривается конфликт сторонников и противников религиозного образования в школах. Тезис «православное население» давно будоражит умы социологов и церковников. Здесь данные расходятся, по социологические опросы показывают, что в России около 66% людей считают себя православными, но из них воцерковлены лишь 12%.

«По данным РПЦ 80% населения в России считают себя православными. Действительно, воцерковленными являются лишь 9-12% процентов. Но тут важно то, что изучать православную культуру хотят как раз люди не воцерковленные» - рассказал Правде. Ру отец Георгий Рябых.

Важным вопросом проблемы является взаимодействие духовных и светских властей. Дело в том, что церковь в России отделена от государства еще законом 1918 года, действие которого никто не отменял. Школа скорее попадает определение структуры сугубо светской, а значит вносить в нее духовные элементы не правильно. «Школа – это, прежде всего, институт общественный, а общество в большинстве своем поддерживает изучение православия в школах» - считает отец Георгий.

Следует отметить, что в дискуссии произошедшей на Рождественских чтениях участвовали представители других религиозных организаций и речь, конечно, зашла о пресловутых «Основах мировых религий». « Мы выступаем за изучение "Основ истории культуры религий», - высказался руководитель департамента по связям с общественностью Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Интересным аспектом введения религиозного обучения является то, что напор РПЦ за время шестилетней дискуссии заметно ослабил. Напомним, что вначале спора речь шла именно о введении предмета «Основы православной культуры». Теперь же говорится о культуре духовно-нравственной.

А разница между тем довольно существенная. Прежде всего, «Духовно-нравственная культура» - это не предмет, а курс. В рамках которого будет утвержден перечень предметов. Предположительно ими станут: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Светская этика». Но тут встает другая проблема – преподавательский состав. Понятно дело, кому учить детей православию – найдется, светскую этику на свои плечи скорее всего взвалят учителя истории или литературы, а вот с основами ислама – совсем сложно. Трудно представить, что в каждом российском селе найдется грамотный исламист, способный обучать детей теории религии. Однако четко сформулировать, а тем более решить проблемы еще до того, как разработана программа – невозможно.

«Много говорилось о том, что сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся. При этом стоит помнить, что навязывание любых догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне - федеральном, региональном, муниципальном», - высказался Андрей Фурсенко, министр образования РФ.

Примечательно, что курс «Духовно-нравственной культуры» поддержал практически весь чиновничий состав Министерства образования и науки. «Предложенная Русской православной церковью концепция подразумевает многостороннее участие других религиозных организаций в разработке образовательной области "Духовно-нравственная культура", с учетом интересов нерелигиозной части населения страны» - отметили в Минобнауке.

В настоящее время в Министерстве идет планомерная разработка концепции РПЦ. Конкретных сроков осуществления там пока не сообщается. Однако по данным Георгия Рябых, концепция должна быть доработана и введена в действие к 2009 году.

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить