Марина Романова: акванавты живут на земле, или экспедиция особого назначения из Санкт-Петербурга

Сегодня, во вторник, в Баренцево море на место операции по подъему атомохода "Курск" из Петербурга отбыла очередная группа военных водолазов с телевизионной установкой "Рапан" для подводных съемок операции.

В последнее воскресенье июля в войсковой части на берегу Финского залива звучали тосты за тех, кто в Баренцевом море. Нынешний праздник ВМФ военные водолазы-глубоководники отмечали узким кругом. Основная часть отряда участвует в операции по подъему атомохода "Курск".

В полдень с "Майи" позвонил контр-адмирал Геннадий Верич. Начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ, в непосредственном подчинении которого находится 328 ЭАСО, возглавляет экспедицию особого назначения. Адмирал поздравил личный состав с праздником и сообщил, что специалисты отряда работают в море блестяще.

Когда страна быть прикажет быть героем

До катастрофы атомохода "Курск", с которого водолазы-глубоководники поднимали тела погибшего экипажа, они были малоизвестны, и, увы, все еще остаются таковыми и после той беспрецедентной и очень опасной операции в Баренцевом море. Меж тем, страна должна знать своих героев: отважные акванавты, 328-й экспедиционный аварийно-спасательный отряд ВМФ дислоцируется в Ломоносове. Сейчас большая часть боевого подразделения, как и в прошлом году, работает в Баренцевом море, составляя костяк экспедиции особого назначения.

Действия наших водолазов, проникающих в прочный корпус подлодки, мир признал героическими, а фирма Halliburton, со специалистами которой они работали на "Регалии" бок о бок, выдала всем российским глубоководникам свои сертификаты. Это был первый в истории компании случай выдачи сертификатов иностранцам, не прошедшим специального "фирменного" обучения. Русские на деле продемонстрировали высочайший профессионализм в экстремальных условиях. В отличие от вышколенных и многоопытных (за плечами каждого не менее 20 лет стажа) иностранных водолазов, наша молодежь во время спусков не совершила ни одной ошибки (у зарубежных коллег были нюансы - прим. авт.). И это при том, что русские входили в отсеки искореженной взрывами лодки, куда иностранцы не отважились бы пойти ни за какие деньги.

Наших парней сверху безупречно страховали командиры спусков: капитан первого ранга командир 328-го отряда Василий Величко, герой России, испытатель глубоководник из 40-го НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Анатолий Храмов, капитан первого ранга главный водолазный специалист ВМФ Алексей Пехов. Все они получили сертификаты супервайзеров. Кстати, их супервайзеры за свою работу получали по 650 долларов в час, а наши - выполняли боевое задание за свое весьма и весьма скромное жалованье.

Все участники прошлогодней экспедиции представлены к орденам и медалям. Увы, награды до сих пор не нашли героев, и в очередную, сложнейшую и уже более длительную, экспедицию они ушли без орденов и медалей... Наградные листы, похоже, заблудились в кремлевских коридорах, а ведь было время, когда после боя генералы снимали с себя ордена и вручали рядовым.

Небольшое подразделение, составляющее, по образному выражению моряков, "водолазный кулак", поселилось на окраине Ломоносова восемь лет назад. С этих пор начинается биография уникального отряда. Идея его создания на флоте осуществилась с распадом флота СССР, когда дефицитная профессия водолаза стала еще более дефицитной - многие уволились, ушли в коммерческие структуры. Создание подразделения поручили флагманскому водолазному специалисту Черноморского флота Василию Величко. Водолазным делом он занимается с 1972 года. Специализируется на глубоководных погружениях. Службу проходил в 19 странах. Три воинских звания получил досрочно - за особые заслуги. Кавалер трех боевых орденов. Орденом Красной Звезды награжден за спасательную операцию на пассажирском пароходе "Адмирал Нахимов", потерпевшем кораблекрушение в августе 1986 года. Тогда под его руководством из затонувшего судна были подняты около полутысячи тел. Но не обошлось без жертв со стороны спасателей: два водолаза попали в завалы и погибли.

Василий Величко и спустя 15 лет до мелочей помнит операцию на "Нахимове" и другие катастрофы, после которых приходилось собирать фрагменты человеческих тел. Взорвавшийся тральщик в Грузии, врезавшийся в мост пароход "Суворов"... Самым тяжелым, к чему невозможно привыкнуть, водолазы считают поиск и подъем погибших.

-Идешь в темноте и боишься наткнуться на тело, - признавался задолго до катастрофы "Курска" Андрей Звягинцев, которому было суждено первым войти в девятый отсек погибшего атомохода...

В прошлую операцию Звягинцев возглавлял группу водолазов. И в эту экспедицию он ушел в первых рядах. В отряд Величко собрал самых классных, мужественных, готовых идти в огонь и воду (что они и продемонстрировали миру) водолазных специалистов: офицеров и мичманов со всех флотов. Костяк составляют - черноморцы.

Уникальное боевое подразделение специализируется на глубоководных погружениях, выполняет наиболее сложные аварийно-спасательные, судоподъемные и подводно-технические работы, обеспечивает полеты космических объектов, обучает экипажи подводных лодок выходить на поверхность в случае аварии. С первых часов катастрофы "Курска" отряд получил приказ о немедленной готовности, но был востребован только на подъем тел.

Тогда, в первые дни беды водолазы, помнится, нервничали, сидя на берегу Финского залива бессильные что-либо предпринять. Величко злился на отсутствие на флотах судов-спасателей, носителей водолазного снаряжения, без которых к лодке не спустишься. Сегодня очевидцы последствий катастрофы утверждают, что экипаж погиб сразу и спасти его было невозможно. Входившие в отсеки водолазы не застали следов паники - подводники приняли смерть мужественно.

Успех операции зависит от водолазов. От того, насколько точно они разметят центры технологических отверстий в корпусе лодки, через которые будет производиться захват тросами прочного корпуса и шпангоутов. Наводить тросы тоже предстоит глубоководникам. Планируется вырезать 26 отверстий. При подъеме "Курска" применяются уникальные, не имеющие аналогов технологии. Специалисты говорят, что любой судоподъем - во многом непредсказуемая операция, что же говорить об атомоходе, лежащем на морском дне.

Времени на подготовку к этой экспедиции было недостаточно, хотя о подъеме "Курска" известно давно.

Отряд готовился к операции в авральном порядке. Ясность об участии в операции 328 ЭАСО появилась только в мае, и с тех пор велись интенсивные тренировки с использованием базы 40-го НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ.

Начальник института адмирал Юрий Сухачев предоставил отряду возможность тренироваться в бассейне с использованием гидротанков, позволяющих имитировать погружение на 120 метров. Несколько специалистов института, как и в предыдущий раз, ушли в Баренцево море в составе ломоносовской группы. В своем, мелководном, бассейне, построенном в части, акванавты отрабатывали подводную сварку и резку. Диву даешься, как при таких ограниченных возможностях (в залив-то спуститься не с чего - нет судов-носителей) наши водолазы имеют такой высокий профессионализм.

-Четыре дня в неделю в любое время года тренируемся по полной программе, - отвечает командир на мое недоумение.

Марина Романова

ПРАВДА.Ру

Санкт-Петербург

Обсудить