Водительские права будет выдавать… компьютер

Российская ГИБДД изменила методику приема экзаменов на получение водительских удостоверений. Новые правила вступят в силу с 1 ноября 2011 года, но «с правом досрочного применения», сообщает официальный сайт ведомства. То есть принимать экзамены в автоматизированном режиме могут уже сейчас.

Тестовые задания, как и раньше, включают три части – проверку знаний теории и два этапа практического вождения (автодром и вождение по городу). В автоматизированном режиме будут проверять знание теоретической части, а также принимать первый этап экзамена по практике вождения.

Знания и умения ученика автошколы оценят компьютеры, установленные на специально оборудованных автодромах. Площадку для экзамена оснастят видеокамерами и электронной системой определения ошибок. Все экзаменационные автомобили оборудуют специальными комплексами аудио- и видеонаблюдения за дорожной обстановкой и действиями кандидатов в водители.

«Весь экзаменационный процесс обязательно будет фиксироваться с помощью специальных датчиков и записывающего оборудования, передающего данные в диспетчерский пульт автодрома», – сообщает сайт ГИБДД. Видеозаписи в автошколах должны будут хранить в течение 12 месяцев.

«Умные» автодромы – абсолютное новшество для России. По мнению разработчиков идеи, они помогут исключить «человеческий фактор» при оценке знаний будущего водителя и искоренят порочную практику «оплаты инструктору на месте».

Изменится и система учета ошибок при сдаче теоретической части экзамена. Если сегодня при ответе на 20 вопросов водитель может сделать две ошибки, то по новой схеме экзаменуемый будет обязан за десять минут ответить на пять дополнительных вопросов за каждый промах.

Увеличится и количество тестовых заданий. Практическая часть экзамена на получение прав категории B будет состоять вместо трех из 12 упражнений, которые нужно будет выполнить в режиме «нон-стоп».

Читайте также: Автолюбителя лишили прав на... 156 лет

К традиционным заданиям добавляются «змейка», «проезд железнодорожного переезда» (остановка машины у линии и последующий старт), «полоса разгона» (водитель должен успеть разогнаться и включить следующую передачу на десятиметровом участке), «аварийная остановка» (резкое замедление с одновременным включением аварийной сигнализации). 

Идея, разумеется, интересная. Но ещё интереснее будет посмотреть на процесс её внедрения. Ведь в большинстве небольших российских городов автодром - это маленькая площадка с разбитым асфальтом, несколькими столбиками (хорошо, если резиновыми) и «Жигулями» в плачевном состоянии.

На реконструкцию тренировочных площадок (а точнее – постройку заново в свете новых требований), необходимы будут огромные суммы. «Умные» электронные автодромы в ближайшее время планируют открыть только четыре региона России - Республика Татарстан, Нижегородская, Кировская и Мурманская области.

А как же остальные 79 субъектов федерации? Власти Красноярска, например, оценивают стоимость постройки подобного автодрома в 30-40 миллионов рублей и планируют открыть первый в 2010 году.

«Я не слышал о том, чтобы в Москве уже действовали подобные автодромы, - говорит заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов по перспективному развитию и строительству Григорий Венгеров. – Разумеется, если всех обяжут строить нафаршированные электроникой площадки, обучение в автошколах подорожает в разы. Это первая проблема.

Но вряд ли рост цен на услуги автошкол уменьшит количество желающих получить права на вождение, потому что автомобиль давно уже из предмета роскоши превратился в средство передвижения. В Москве личный транспорт есть почти в каждой семье, и ребенок усваивает культуру вождения, сидя рядом с отцом в салоне машины. Конечно, повзрослев, он захочет получить права».

«Удастся ли благодаря новшеству исключить человеческий фактор? Только отчасти, потому что практику вождения машины рядом с инструктором никто не отменял и не отменит. И потом, я глубоко убежден, что ни один автодром не способен научить водить автомобиль.

Он хорошо учит только техническим приемам. Например, все делают на нем «змейку». Нужен ли этот навык в повседневной жизни? Уверен, 99 процентов автомобилистов ответят «нет». Так зачем придавать такое большое значение именно этой части навыков?», - продолжает Венгеров.

По его мнению, новые правила приема экзаменов – лишняя головная боль и для автошкол, и для городских властей, и для желающих получить права.

«Но самую главную проблему – проблему грамотного вождения с соблюдением всех ПДД – они вряд ли решат. Человек учится водить на дороге! Так же, как студент-медик учится оперировать не во время лекции, а в операционной. На мой взгляд, деньги на электронные автодромы – это деньги на ветер», - уверен зампред МГСА.

Венгеров считает, что нужно решать другие проблемы – например, опустить возрастной порог для тех, кто хочет получить права. Или вернуть систему обучения вождению в школе. Она успешно работала при Советском Союзе. Следование правилам ПДД зависит от внутренней ответственности и дисциплины каждого водителя. Конечно, за знание ПДД нужно жестко спрашивать, но способы должны быть иные, убежден автомобилист.

Скептики в голос твердят, что права в России как покупали, так и будут покупать – и никакая видеофиксация помехой не станет. Автошколы с содроганием ждут часа икс: многие их них, особенно в небольших городах, могут просто-напросто закрыться. Сколько автоматизированных автодромов будет построено к 2011 году, покажет время.

Самое интересное читайте на главной странице сайта