Евгений Светланов: “Для меня слово Родина — не пустой звук...”

Выдающемуся российскому музыканту — дирижеру, композитору, пианисту, музыкальному критику — Евгению Светланову исполняется 70 лет.

Более десяти лет посвятил он Большому театру, более тридцати лет является художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России.

Он автор более 2000 записей отечественной и зарубежной музыки, в том числе, уникальной “Антологии русской музыки в грамзаписи” как дирижер и пианист, творец свыше 100 музыкальных произведений, автор более 150 критических статей и очерков.

Евгений Светланов — дирижер от Бога.

“Это может показаться странным. Но с той поры, как помню себя, я знал, что стану дирижером”, — вспоминает он.

С молодых лет Большой театр — его второй дом. Отец Евгения был здесь солистом, мать — артисткой миманса. Естественно, родители брали его на спектакли и концерты. Однажды на концерте он вскочил на стул, на котором сидел, и стал энергично размахивать руками. Было ему лет шесть. Увидев это, знаменитый дирижер Большого Николай Голованов пророчески сказал:

“Из этого, видно, выйдет дирижер”.

Голованов стал его “крестным отцом” в музыке и дирижировании.Азы музыкального образования Евгений получил дома, играя на рояле. Выступал он и в детском хоре Большого театра. Учился в Институте имени Гнесиных, затем в консерватории: композиции — у Юрия Шапорина, дирижированию — у Александра Гаука и Генриха Нейгауза. Дипломной работой стали Вторая симфония Рахманинова и другие сочинения.

После работы на радио Светланов — в Большом театре. Здесь он прошел путь от дирижера-стажера до главного дирижера. Евгений Федорович был любимцем музыкантов, артистов оперы и балета. Он зажигал их своими идеями, энергией, работоспособностью. Особенно привержен Светланов русской музыке. Начал он с “Псковитянки”. Далее были “Царская невеста”, “Снегурочка”, “Садко”, “Князь Игорь”, “Чародейка”... Он дирижировал горячо, ярко, красиво, передавая все величие, мощь, силу русской музыки. Его привлекали и балеты. Работая в Большом, Светланов выступал и с симфоническими концертами. “Хороший дирижер, — говорил Хайкин, — бывает убедителен и в опере, и в балете, и в симфонии”.

В 1965 году Евгений Светланов возглавил Государственный академический симфонический оркестр СССР. Его рукам подвластны Чайковский и Скрябин, Рахманинов и Глазунов, Шостакович и Мясковский... Проникновенно, тонко и страстно звучат в его исполнении Бетховен и Брамс. Гайдн и Моцарт, Малер и другие.

Работая с симфоническим оркестром, Светланов не порывает связи с Большим. Не забыть поставленный там “Отелло” Верди. Эту работу с маэстро солисты Большого вспоминают как о событии в жизни. Вот что мне говорил об участии в “Отелло” и о Евгении Светланове солист Большого театра Александр Ворошило: “Никогда я не видел такой работы дирижера, какую показал Евгений Светланов. Это была нежная, светлая любовь к музыке. Маэстро жил музыкой Верди и заставлял нас пропускать ее через сердце... Светланов не говорит, как надо петь: форте, пиано, он показывает это своими волшебными руками”.

Всей жизнью, всем творчеством, всей душой Евгений Светланов подтверждает сказанные им слова: “Для меня слово “Родина” не пустой звук... Истинный художник должен быть со своим народом во все времена — вместе с ним переживать все тяготы и невзгоды и вместе с ним бороться за лучшее”.

Маргарита АНОХИНА.

Автор Маргарита Анохина
Маргарита Анохина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить