Эрнесто Че Гевара. Гражданин мира

Аргентинец по происхождению и латиноамериканец по духу, Эрнесто Гевара де ла Серна, или просто Че, которому недавно исполнилось 70 лет, родился в городе Росарио, в состоятельной семье архитектора. По окончании школы учился на медицинском факультете университета в Буэнос-Айресе. С молодых лет, много странствуя по латиноамериканским странам, он воспылал жгучей ненавистью к царившей вокруг несправедливости.

В Мексике Че Гевара подружился в середине 50-х годов с молодым Фиделем Кастро и другими кубинскими патриотами, готовившимися к вооруженной борьбе против диктатуры Батисты. В качестве врача Че приняли в состав экспедиции из 82 человек, которые на яхте “Гранма” высадились в декабре 1956 года на Кубе. Благодаря личному мужеству и идейной закалке, он снискал к себе уважение кубинских повстанцев и вскоре стал одним из ближайших сподвижников Фиделя. На заключительном этапе войны Че возглавлял одну из колонн Повстанческой армии. Осуществив блестящую военную операцию по освобождению города Санта-Клара в центре страны, он со своими бойцами и повстанцами из колонны Камило Сьенфуэгоса совершили марш-бросок и первым вошел в январе 1959 года в Гавану, откуда уже бежал Батиста.

За заслуги перед Кубой Че Геваре предоставили права урожденного кубинца. В последующие шесть лет он был активнейшим участником построения нового, социалистического, общества на Кубе. Но в начале 1965 года, добровольно отказавшись от кубинского гражданства и всех должностей, Че неожиданно для многих, но только не для самого себя, покинул Кубу, чтобы продолжить основное дело, которому посвятил всю жизнь — освобождению всей Латинской Америки.

Че Гевару и других кубинцев, вместе с ним отправившихся “делать революцию” в Латинской Америке, подвигла на это уверенность в том, что в ряде стран континента созревали благоприятные условия для коренных социальных преобразований. В начале 1964 года партизанские отряды активно действовали в

  • Колумбии,
  • Перу,
  • Венесуэле
  • и Гватемале.

Но Че сделал ставку на Боливию с учетом ее срединного расположения на континенте и труднодоступных районов, где можно развернуть партизанскую базу, а также сложившейся там ситуации. Руководство страны благосклонно относилось к кубинской революции, боливийские горняки — костяк рабочего класса страны — были вооружены и при удачном стечении обстоятельств могли бы принять активное участие в революционном движении в этом регионе.

Однако к тому времени, когда в ноябре 1966 года Че наконец прибыл в Боливию, где уже находился кубинский костяк его партизанского отряда (до этого он сам побывал в Африке и участвовал в событиях, которые происходили в тогдашнем Конго), общая ситуация на латиноамериканском континенте осложнилась. С помощью многочисленной агентуры ЦРУ был ликвидирован очаг партизанского движения в Аргентине, куда в первую очередь намеревался попасть Че Гевара. Местные реакционные генералы свергли законную власть в Бразилии и Боливии. Американская морская пехота подавила восстание патриотически настроенных военных в Доминиканской республике.

Одиннадцать месяцев длилась партизанская одиссея интернационального отряда Че, прежде чем армейскому спецназу под руководством американских инструкторов удалось устроить засаду в ущелье Кебрада-дель-Юро в боливийских Андах и схватить Че и еще двух партизан. Они были доставлены в близлежащий поселок Ла-Игера, где их зверски убили.

Только спустя почти три десятилетия была обнаружена братская могила. Останки Че и его соратников, как святыню, доставили на Кубу. В октябре 1997 года, который, кстати, широко отмечался на острове как “Год 30-летия гибели в бою героического партизана и его товарищей”, состоялись траурные мероприятия по их захоронению. Последним пристанищем легендарного Эрнесто Гевары и его боевых товарищей стал специально сооруженный мавзолей в городе Санта-Клара, с которым у Че была связана одна из самых ярких страниц в его короткой жизни.Снова, как и за 30 лет до этого, глубокой скорбью за невосполнимую утрату и в то же время верой в правоту дела, за которое боролся Че, пронизаны слова Фиделя Кастро, выступившего на торжественной траурной церемонии. Несмотря на огромные трудности, подчеркнул он, воплощение идей Че Гевары о революции в странах Латинской Америки было возможно, и в случае их осуществления сегодняшний мир, быть может, был бы другим.

Свою речь кубинский руководитель завершил словами: “Всегда — до победы!”. Этой давно ставшей крылатой фразой заканчивалось и письмо Че Гевары, которое он оставил Фиделю Кастро, когда в 1965 году покидал Кубу.Почти детективная история, заслуживающая отдельного рассказа, произошла с личным дневником Че.

“Боливийский дневник Че”, выход в свет которого вызвал настоящую сенсацию, — это не только обычная запись событий, а прежде всего удивительно искренний и правдивый документ. В нем, как в зеркале, отражены главные черты характера и мироощущения автора.“

...Я дожил до 39 лет, и неумолимо приближается тот возраст, который заставляет призадуматься над своим партизанским будущим. Но пока что я в отличной форме”.

Когда 8 октября раненного в ноги Эрнесто Гевару после неравного боя взяли в плен, на допросе ему то угрожали, то льстили, обещая даровать жизнь и свободу в случае, если он публично откажется от своих убеждений. Но он молчал. И тогда по явному приказу ЦРУ поторопились расстрелять его в помещении убогой сельской школы в Ла-Игера.Весть об убийстве Эрнесто Гевары отозвалась глубокой болью в сердцах миллионов жителей пяти континентов.

Весь мир обошла знаменитая фотография, навсегда сохранившая нам образ молодого Че — красивое лицо, одухотворенный и сосредоточенный взгляд, пряди длинных волос, выбившиеся из-под черного берета со звездой. Только в одной Италии вышел пятимиллионным тиражом этот фотопортрет человека, ставшего с тех пор кумиром молодежи мира. Его поднимали молодые американцы, протестовавшие у здания Пентагона против грязной войны во Вьетнаме. С конца 60-х годов, когда произошли мощные студенческие выступления, с ним не расстаются и сейчас юноши и девушки в Западной Европе.

Кто же на самом деле Че Гевара, и каким он был в жизни? В различных публицистических и литературных работах его показывают по-разному, отсюда создался так называемый “миф Гевары”, вокруг которого и ведется оживленная и скорее тенденциозная дискуссия.

Выполняя социальный заказ правящей верхушки, хулители Че на Западе (а теперь еще и в “новой” России) продолжают представлять его то утопистом не от мира сего или авантюристом, то ультралевым или троцкистом. Заодно, под предлогом снять таинство” с его образа, они клевещут на кубинскую революцию. Заявляют, что его отъезд с Кубы якобы произошел из-за непримиримых разногласий Че Гевары с Фиделем Кастро, который, мол, желая избавиться от неудобного соратника, отправил его на верную смерть.Защитники Че считают его великим человеком, которому, как и любому из простых смертных, были присущи и достоинства и недостатки. Бесспорно, однако, что он был человеком с большой буквы, многогранной личностью.

Автору этих строк довелось в начале 60-х годов, работая на Кубе, встречаться с Че Геварой, стать свидетелем многих событий, происходивших на острове и вокруг Кубы. Вспоминая об этих встречах, хочется добавить ряд н наблюдений и штрихов к портрету человека, о котором вскоре заговорил весь мир — кто с неподдельным восхищением, а кто и с нескрываемой злобой. Но почитателей Че и сегодня повсюду гораздо больше, чем недругов.

Главное — что всегда меня поражало в Че, — это его человечность в общении с любым собеседником, полное отсутствие чванства, столь присущего многим руководителям такого ранга. А еще невероятная работоспособность, умение решать конкретные проблемы на месте и личным примером повести за собой людей. Как и Фидель Кастро, он не любил засиживаться по кабинетам, все время находился в гуще событий, среди народа.

Помня об опыте первых “субботников” в Советской России, Че Гевара стал зачинателем добровольного труда на Кубе. В один из январских дней 1962 года, когда группа советских специалистов рубила сахарный тростник на плантации близ Гаваны, к нам приехал команданте Че и сразу подключился к работе. Тогда-то мы и сфотографировались вместе на добрую память. После обеда, пригубив рюмку нашего армянского коньяка и обменявшись традиционными шутками, Че уехал по другим делам. Между прочим, все мы удивлялись, узнав, что зарплата у министра была намного меньше, чем у квалифицированного кубинского инженера.

Вопрос о том, что общепринято называть человеческим фактором, постоянно был у Че на первом плане, хотя уже в ту пору находились люди, обвинявшие его в левацком уклоне.

“Экономика при социализме без коммунистической морали меня не интересует, — утверждал он. — Кто сказал, что у марксизма нет души?.. Самое важное — это воспитание нового человека, человека XXI века”.

Есть вещи, о которых у нас раньше предпочитали не сообщать. Это идеологический аспект наших многолетних взаимоотношений с социалистической Кубой и роль в этом Эрнесто Гевары на первоначальном этапе. Надо сказать, что, как ни парадоксально, самая сильная и привлекательная сторона в характере Че была одновременно и самой опасной для него. Речь идет о его нравственном подходе к восприятию политики вообще, хотя ее давно принято считать “грязным занятием”.Видение марксизма Че Геварой было скорее классическим, то есть что сам ход истории неизбежно приведет к социализму. Хотя революционный путь на Кубе никак не вписывается в данную формулу. Тем не менее, Че решительно отмежевался от ортодоксальных взглядов, господствовавших тогда в СССР.

Че Гевара внес существенный вклад в разработку теоретических вопросов социализма, чего многие не знают или стараются не замечать. Так, именно он указал на перекосы в неравномерном обмене между социалистическими странами и государствами “третьего мира”. Он же раньше многих подметил, как в восточноевропейских странах народной демократии появлялись ростки их собственного разрушения. Эволюционный взгляд Че на происходившее в Советском Союзе тоже приобретал все большую критику.

О кубино-советских отношениях Че поначалу занял позицию умолчания после того как во время известного Карибского кризиса в октябре 1962 года Никита Хрущев за спиной у кубинцев решил с американским президентом Джоном Кеннеди вопрос о вывозе советских ядерных ракет с территории Кубы. Затем в начале 1965 года, когда Эрнесто Гевара находился с визитом в Алжире, он выступил с разоблачением негласного “сговора” советского руководства с империалистическими кругами в том, что касалось углубления неравномерного развития и подчинения слаборазвитых стран. Еще тогда Че предчувствовал, что у Кубы в недалеком будущем будут огромные трудности на ее пути перехода к социализму.Конечно, воскресни Че сегодня, он наверняка тут же схватился бы за голову, увидев, что осталось от былого”единства” и что творится в Восточной Европе и особенно на всем постсоветском пространстве....

В прощальном письме своим детям, которое он написал перед отъездом с Кубы, Че словно напутствует всех тех, для кого и сегодня борьба за правое дело не является пустозвонством:

“Никогда не теряйте способности глубоко чувствовать любую несправедливость по отношению к любому человеку в любой части света. Это — самое прекрасное качество революционера”.

Именно таким — преданным революционным идеалам, непримиримым к врагам и ренегатам всех мастей, причастным к страданиям других народов, стойким и готовым на любое самопожертвование — и оставался до последних минут своей жизни Эрнесто Че Гевара. Великий гражданин Латинской Америки и всего мира.

Валерий МИРОНОВ.

Автор Валерий Миронов
Валерий Миронов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *