Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь

14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд, в семье фермеров Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханы, родилась девочка Астрид. Свое детство она называла счастливым – в нем было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях. Именно оно всю жизнь служило источником вдохновения для ее творчества.

Родители девочки испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям: старшему сыну, Гуннару, и трем дочерям – Астрид, Стине и Ингегерд.

В детстве Астрид много читала. А, начав ходить в школу, она зарекомендовала себя большой выдумщицей – одно из ее сочинений даже напечатали в газете ее родного городка, за что потом девочку часто называли "Сельмой Лагерлеф из Виммербю" – в честь другой шведской писательницы, придумавшей историю про Нильса и диких гусей.

После школы, в возрасте шестнадцати лет, Астрид начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Маленькая выдумщица превратилась в настоящую бунтарщицу: в этом возрасте Астрид первой в провинциальном Виммербю остригла свои длинные волосы…

А в восемнадцать, она, не будучи замужем, забеременела. Для ее добропорядочной семьи это было сильнейшим ударом – и Астрид, оставив должность младшего репортера, уехала в Стокгольм, чтобы самостоятельно строить свою жизнь.

В столице будущая писательница окончила курсы секретарей, а в декабре 1926 года у нее родился сын Ларс. Денег не хватало, и Астрид, скрепя сердце, отдала горячо любимого сына – на время – знакомым, в Данию.

Перемены в жизни Астрид наступили в 1928 году, когда она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась с его главой – Стуре Линдгреном. В начале 1931 года он предложил ей руку, сердце и фамилию, которую Астрид впоследствии обессмертила.

Салман Рушди:

Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
От "Сатанинских стихов" до "Детей полуночи"

Свадьба состоялась в апреле, после чего Астрид сразу же забрала сына Ларса домой и твердо решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя приятным хлопотам. В 1934 году в семье появилась дочь Карин, а в 1941 Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти.

Как потом вспоминал сын Астрид Линдгрен, его мама была не из тех солидных дам, что спокойно сидят на скамейке в парке, наблюдая за детьми: ей непременно надо было самой принимать участие во всех забавах – шуметь, смеяться и лазать по деревьям.

Первая книга Астрид появилась на свет благодаря ее маленькой дочери: однажды Карин заболела и попросила, чтобы мама придумала ей сказку про Пеппи Длинныйчулок. Это имя малышка выдумала сама. И каждый вечер Линдгрен экспромтом стала сочинять истории про необычную девочку-хулиганку, чья мама была ангелом, а папа – капитаном, ставшим негритянским королем.

Вызов условностям показался писательнице занятным мыслительным экспериментом – поскольку сама Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учетом детской психологии.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала все новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. Впоследствии Линдгрен составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора), а один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство "Бонньер".

Однако там ее книга была отвергнута. Но Астрид это не смутило: она уже поняла, что сочинять для детей – ее призвание. Другое издательство, новое и тогда еще малоизвестное – "Рабен и Шегрен", рукопись приняло, и в 1945 году книга про Пеппи вышла в свет.

Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
Прошло немного времени – и уже не Астрид носила рукописи в издательства, а издатели охотились за ней. Книги писательницы начали выходить с фантастической быстротой. Герои Линдгрен – бесстрашная Рони, Расмус-бродяга, Малыш и Карлсон, Эмиль из Леннеберги, юный сыщик Калле Блумквист, – едва появившись, завоевывали сердца читателей.

Однако признание трудов Астрид Линдгрен не было повсеместным: например, шведская Государственная комиссия по детской и учебной литературе одно время требовала запретить книги Линдгрен – как "неправильно влияющие на детскую душу".

По мнению педагогов, в них было "слишком мало поучительного". Но Астрид и не стремилась никого поучать. Она заняла позицию, новую для детской литературы того времени: вместо сухих поучений – разговор по душам.

Сразу после выхода "Пеппи", которую в оригинале звали "Пиппи" (переводчики на русский язык "облагозвучили" имя девочки), Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве "Рабен и Шегрен".

Это предложение писательница приняла и проработала здесь до 1970 года, до выхода на пенсию. В этом же издательстве выходили все ее книги, которых при подсчете оказалось около восьмидесяти.

Только за 40-50-е годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборникасказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки.

Несмотря на столь бурную литературную деятельность, в обычной жизни уже немолодая Астрид вела себя точно так же, как ее Пеппи: боролась за справедливость, за права детей и животных и творила забавы. Тиражи ее книг стремительно росли.

В 1976 году писательница возмутилась, что налог, начисленный ей за год, превышал весь ее годовой доход – и написала сатирическую сказку против налоговой системы Швеции о ведьме Помпериопоссу.

Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
Астрид Длинныйчулок, или Сказка, похожая на жизнь
Произведение не осталось незамеченным – шведский министр финансов, социал-демократ Гуннар Стрэнг в парламентских дебатах презрительно высказался: "Она умеет рассказывать сказки, но не умеет считать.

Астрид Линдгрен на это заявила, что ей и Стрэнгу следовало бы поменяться работами: "Это Стрэнг умеет рассказывать сказки, но не умеет считать". Их "перебранка" привела к большой акции протеста, в ходе которой социал-демократы подверглись жесткой критике как за налоговую систему, так и за неуважительное отношение к Линдгрен.

В 1978 году писательница была приглашена в Германию на вручение франкфуртской Премии мира. Она привезла с собой речь под названием "Нет насилию", в которой заявляла о необходимости отмены физических наказаний в школах.

Выступление Линдгрен вызвало широкий общественный резонанс – и ровно через год в Швеции был принят первый в Европе Закон о защите прав ребенка. В 1985 году Линдгрен приняла активное участие в дискуссии по поводу гуманного отношения к домашнему скоту.

Принятый впоследствии соответствующий закон в Швеции так и прозвали – "закон Линдгрен". В том же 1985 году Астрид объявили "самым читаемым шведским автором".

Линдгрен стала первой женщиной, принятой в шведскую Королевскую академию. На родине она уже давно стала настоящим национальным достоянием. Ее портрет – первой из шведских женщин – напечатали на марках в качестве символа страны. Премии за творчество и гуманизм сыпались одна за другой.

В 1996 году писательнице был установлен памятник в стокгольмском парке, а уже после смерти ее именем назвали столичную улицу. В конце жизни Астрид уже почти не видела, поэтому лишь внимательно ощупала свой памятник и с ироничной улыбкой сказала: "Похоже".

Астрид Линдгрен прожила 95 лет и до самой смерти (28 января 2002 года) обожала лазать по деревьям. "Это ведь не запрещено законом", – смеялась она, совсем как Пеппи Длинныйчулок.

Всё самое интересное читайте на главной странице

Обсудить