Русский ас "завязал" мертвую петлю

Петр Николаевич Нестеров родился 27 (15 по старому стилю) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье офицера. Отец его умер рано и мать с четырьмя детьми, потеряв кормильца, была вынуждена оставить казенное жилье и перебраться во Вдовий дом, а потом и на частную квартиру. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был принят в Нижегородский кадетский корпус.

Петр много читал; он буквально проглатывал книги о легендарных полководцах прошлого, о дальних странствиях и рискованных авантюрах. Учение давалось Нестерову легко. В выписке из аттестационного журнала за 1903-1904 год было сказано: "Кадет 7 класса Нестеров... обладает острым умом, любит математику, физику, черчение… Петр Нестеров – идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчиненных в бою".

Во время обучения на старших курсах Нестеров познакомился с милой и веселой Надеждой Галецкой, ставшей затем верной спутницей его короткой, но яркой жизни, и родившей летчику двоих детей.

Читайте также: Тайна гибели Экзюпери - летчика, писателя, философа

По окончании Корпуса Нестерова как одного из шести лучших выпускников приняли в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошел отличную теоретическую и практическую подготовку, причем знания по математике впоследствии особенно пригодились ему – при обосновании своих необычных летных экспериментов.

В учении и заботах два года пролетели незаметно. После блестяще сданных экзаменов ставший уже подпоручиком Нестеров получил назначение в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Здесь и произошло знакомство Петра Николаевича с небом.

Однажды внимание молодого военного привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте – он использовался для наблюдения и корректировки огня артиллерии.

На нем Нестеров впервые оторвался от земли – но это был лишь пробный шаг. Серьезное увлечение авиацией началось для Петра Николаевича в 1910 году – когда он по состоянию здоровья был переведен в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду.

Здесь Петр Николаевич подружился с Артемием Кацаном, который занимался конструированием планеров. Тогда-то и появилась у Нестерова идея построить планер собственной модели.

Читайте также: Останки самолета Сент-Экзюпери переданы в музей Ле-Бурже

В конце лета следующего, 1911 года Петр Николаевич, находясь в отпуске в родном Нижнем Новгороде, эту идею и реализовал. Помогал молодому офицеру П. П. Соколов – ученик знаменитого профессора Н. Е. Жуковского.

Аппарат привязали к телеге и управляемый Нестеровым планер на три метра оторвался от земли и совершил свой первый небольшой полет.

В прямом смысле "окрыленный" успехом, будущий ас твердо решил стать военным летчиком и поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Обучение заняло около года и уже осенью 1912-го Нестеров получил диплом авиатора, а затем и военного летчика.

Во время учебы Петр Николаевич находил время и для реализации других своих идей: он работал над повышением безопасности полетов, занимался проблемами "живучести" самолетов и вопросами тактики воздушного боя. Некоторые предложения Нестерова значительно опережали его время: например, проект моноплана с изменяющимся углом наклона крыла.

Вскоре 25-летний поручик Нестеров, переведенный в Варшаву, начинает летать на моноплане "Ньюпор". Стремясь повысить боевую эффективность самолета, молодой пилот зарекомендовал себя как настоящий экспериментатор: он пикировал и заваливал самолет на крыло, планировал с выключенным двигателем с большой высоты и выполнял другие сложные маневры.

Однажды он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив двигатель, кругами и "восьмерками" спланировал вниз, чем привел товарищей в трепет. Нестеров постоянно нарушал каноны пилотирования, приобретая новый опыт, а однажды его уникальные навыки спасли ему жизнь.

25 января 1913 года во время очередного полета в карбюраторе у самолета Петра Николаевича загорелся бензин и мотор встал. Пилота ждала неминуемая гибель, и только отточенное умение Нестерова планировать на машине с выключенным двигателем уберегло талантливого летчика.

Петра Нестерова считают основателем высшего пилотажа, венцом которого, без сомнения, является мертвая петля, получившая и второе название – "петля Нестерова".

Русский ас
Русский ас "завязал" мертвую петлю

К ее выполнению пилот тщательно готовился, в том числе выполняя сложнейшие математические расчеты и оценивая поведение самолета в критических для его конструкции условиях.

Только убедившись в возможности выполнения "петли" с минимальным риском, Нестеров пошел на этот эксперимент, потрясший весь авиационный мир.

В погожий день 9 сентября 1913 года Нестеров на своем "Ньюпоре" поднялся до 1000 метров, а затем, выключив мотор, начал пикирование. Используя набранную скорость, на высоте примерно 600 метров он снова включил мотор и направил самолет вертикально вверх, а затем "положил" машину на спину и, описав мертвую петлю, снова вошел в пике. Выйдя из него, Нестеров аккуратно спланировал на летное поле.

О подвиге российского пилота узнал весь мир. В адрес Петра Нестерова полетели восторженные телеграммы, а Киевское общество воздухоплавания даже наградило его специально учрежденной золотой медалью.

Вскоре на выполнение "петли" отважились и другие пилоты, а в 1915 году ее выполнила и первая российская летчица Лидия Виссарионовна Зверева. Нестеров же отправился на войну.

Первую мировую возглавляемый Петром Николаевичем авиаотряд встретил в составе 3-й армии Юго-Западного фронта. Сразу же боевые вылеты показали высокую эффективность разработанных штабс-капитаном Нестеровым методик проведения бомбометаний, воздушного боя и разведки.

Пилот и его ученики отважно сражались, так что австрийское командование даже официально объявило о крупной награде тому, кто сможет сбить Нестерова, летавшего на новом самолете "Моран-G".

8 сентября 1914 года около городка Жолква Петр Николаевич совершил свой последний подвиг – протаранил вражеский самолет "Альбатрос", в котором находились пилот Франц Малина и наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск.

Стоит отметить, что в начале войны практически все самолеты воюющих стран не имели пулеметов, так как считалось, что основная задача авиации – разведка. Первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов и единственным надежным способом сбить вражеский самолет оставался таран. Нестеров настиг австрийцев и буквально рассек своей машиной хвост "Альбатроса". Оба самолета упали на землю, а их пилоты погибли.

27-летнего героя похоронили с почестями в Киеве – при громадном стечении народа. За свой подвиг штабс-капитан Нестеров был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4 степени.

В наши дни памятники ему стоят в Киеве и на его родине в Нижнем Новгороде, его имя носят летные школы и авиаклубы, Петру Нестерову посвящаются престижные международные соревнования по авиаспорту.

Дело жизни Петра Николаевича, оказавшейся столь короткой, было продолжено. Вслед за "петлей Нестерова" последовали "перевернутый полет" И. И. Кульнева, "штопор" К. К. Арцеулова и множество других фигур, освоенных на новых самолетах нашими мастерами высшего пилотажа Ю. А. Братолюбовым, В. П. Чкаловым, С. П. Супруном и другими. В послевоенные же годы отечественные летчики первыми в истории авиации освоили выполнение фигур на реактивных самолетах.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Обсудить