Рок-опере "Иисус Христос-Суперзвезда" исполнилось 30 лет

30 лет назад, 12 июля 1971 года состоялось событие, имевшее для современной культурной жизни западного полушария не меньшее значение, чем для научной - высадка американцев на Луну.

Молодой и никому тогда еще толком не известный "хиппующий" творческий тандем композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса презентовал американским любителям музыки рок-оперу "Иисус Христос-Суперзвезда". Строго говоря, сама опера появилась в "виниловом" варианте еще в 1970 году, а официальная бродвейская премьера в театре Марка Хеллингера состоялась 12 октября следующего года. Но не будь пробного тура, ее предварявшего, вероятно, не было бы и последующего ошеломительного успеха на Бродвее, моментально переместившего и самих Уэббера и Райса, наряду с их творением, в разряд "суперзвезд".

По воспоминаниям Райса, именно ему пришла в голову идея создать музыкальное произведение, трактующее последние семь дней жизни Иисуса с точки зрения Иуды Искариота. Иуда, по замыслу Райса, не хотел предавать Иисуса, но был вынужден сделать это под давлением рока, убеждений и по воле Бога. Все персонажи - Иисус, Мария Магдалина, Понтий Пилат, Иуда и другие - благодаря максимально приземленным текстам либретто воспринимаются как живые люди, а сама история носит вполне современный характер, хотя историческая канва событий не переиначена авторами - Иисус распят на кресте, а Иуда кончает жизнь самоубийством.

До этого, работая вместе, Райс с Уэббером ничем особенно не отличились, создав лишь мюзикл для детей, который прошел практически незамеченным, и вынашивая идею организации "поп-музея" в Лондоне. Неудивительно, что ни один лондонский продюсер не набрался храбрости вкладывать деньги в производство оперы на столь "святотатственную" тему, да еще и в трактовке безвестных авторов.

По счастью, им удалось убедить в привлекательности своей идеи звукозаписывающую компанию Эм-Си-Эй. В результате двойной концепт-альбом, собравший первый и самый "звездный" состав исполнителей с Йеном Гилланом, певшим партию Христа, хотя и вышел далеко за рамки беспрецедентного тогда бюджета в 65 тыс долларов, был все же записан и выпущен. Премьера в Лондоне прошла практически незамеченной, зато в США "двойник" вышел одновременно в пяти городах и занял первое место среди поп-альбомов за 1971 год.

Именно успех альбома подвиг авторов на продолжение проекта и шоу "Иисус Христос-Суперзвезда" стартовало 12 июля 1971 года в Питтсбурге в зале "Сивик Арена". К этому моменту Уэббер с Райсом уже успели превратиться в знаменитостей, а ведущие нью-йоркские журналисты, не балующие даже признанных "звезд" своим расположением, буквально выстроились в очередь к двум молодым англичанам за интервью. Публика, интерес которой был разогрет публикациями и протестами религиозных организаций и церкви до точки кипения, стонала в предвкушении выхода модной и революционной по тем временам оперы на Бродвее. И - 12 октября 1971 года ее ожидания сбылись.

Не пересказывая содержания мюзикла, для иллюстрации его успеха можно сказать, что за прошедшие 30 лет он был поставлен в 17 странах и идет в новых "осовремененных" постановках по сей день. По мюзиклу сняты два фильма, он вышел на видеокассетах и в формате "Ди-ви-ди".

В прошлом году "Иисус Христос-Суперзвезда" вышел в новой интерпретации на Бродвее, но повторить успех оригинальной постановки он не смог. Для американских зрителей образца 2000 года проблемы героев оперы оказались не столь близки, как для сверстников Уэббера и Райса. Возможно, сыграло свою роль и конъюнктурное желание Уэббера еще более осовременить мюзикл.

Для самих Уэббера и Райса "Иисус Христос-Суперзвезда" стал стартом в мир большого шоубизнеса. По убеждению многих критиков, невзирая на коммерческий успех других их совместных постановок - "Кошки", "Призрак оперы", "Эвита" и других - их первая работа на профессиональной сцене стала самой удачной в творческом плане, своего рода индульгенцией за все сомнительные с точки зрения вкуса последующие постановки.

Любопытно, что два года назад рок-опера Уэббера и Райса была официально признана Ватиканом, включившим ее в культурную программу по случаю празднования 2000 года.

РИА 'Новости'