Развенчание мифа о 25-м кадре

25-й кадр и большая политика

Двадцать пятый кадр давным-давно является всеобщей страшилкой, не имеющей с реальностью ничего общего. Однако заинтересованные лица продолжают использовать этот миф в своих целях. Вот недавно отличились киевские власти, обвинившие российских журналистов в использовании этого кадра в инфовойне. Но что в действительности представляет собой 25-й кадр?

А началось все с того, что в 1957 году бизнесмен Джеймс Вайкери заявил о том, что провел в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент: во время показа фильма "Пикник" во время смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы (на них было написано "Кока-кола" и "Ешьте попкорн"). Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года, и, по утверждению бизнесмена, за это время продажа кока-колы в буфете кинотеатра повысилась на 17 процентов, а попкорна - на 50 процентов. Вайкэри запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в кино.

Открытием сразу же заинтересовались ученые, и Вайкери попросили предоставить данные и описание эксперимента, но он отказался сделать это. Тогда ему предложили провести еще одну демонстрацию, которая состоялась в январе 1958 года. В ней присутствовали конгрессмены, сотрудники правительственных организаций, ученые, кинооператоры, технические сотрудники кинотеатров, а также журналисты. Результат был такой, какой и предсказывали нейрофизиологи - демонстрация провалилась. Позже Вайкери согласился публично провести эксперимент на всех телестанциях Canadian Broadcasting Company. На протяжении получасового шоу при помощи "эффекта 25-ого кадра" 352 раза вставлялось сообщение "позвони сейчас". Но никакого заметного увеличения количества телефонных звонков зафиксировано не было. Вместо этого CBC получила тысячи писем, сообщающих о необъяснимых позывах взять банку пива, сходить в туалет, сменить канал и так далее. То есть, ни один из смотревших передачу не смог отгадать того, что было написано на "скрытом кадре".

Тем не менее миф об "эффекте 25-го кадра" оказался удивительно живучим: несмотря на то, что его многократно разоблачали, упоминания о нем до сих пор появляются на страницах СМИ и даже в лекциях студентам, обучающихся рекламе! Мало того, в ряде государств приняты законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации рекламных роликов на телевидении.

Читайте также: Взломать компьютер можно... на слух

Самое интересное, что большинство людей воспринимают все это как должное, и это достаточно странно: ведь если бы вышел закон о запрещении полетов на метле, то все бы задумались о психическом здоровье тех, кто его принимал, в то время как абсурдные законы, запрещающие 25-й кадр, люди считают нормальными.

Итак, что же собой представляет этот самый 25-й кадр, которого все так боятся? Традиционно считается, что глаз человека, просматривающего кинофильм, не может различить больше 24 кадров в секунду. На самом деле это не так: способность восприятия кадров зависит от четкости края картинки и скорости движения объектов на экране. Так что иногда мы можем видеть не только двадцать пять, но и двадцать шесть кадров в секунду, а иногда всего двадцать. Так что даже и сама цифра 24 возникла как некий результат усреднения данных.

Что же касается приверженцев теории о зловредном влиянии двадцать пятого кадра на человека, то они утверждают, что инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минует сознание, а сразу воздействует на подсознание человека. То есть, информация, заложенная в этом кадре, запоминается человеком, хотя он ее и не видит. Ну а раз она запоминается, то в какой-то момент мозг может ее использовать.

То есть, если в кадре написано "Убей соседа", человек может почувствовать необъяснимую агрессию, и он пойдет его и убьет. Навязанная информация воспринимается помимо воли, и этим она похожа на гипноз. Так можно внушить человеку любые поступки и даже идеологию. Ну и когда такое кто-то сказал, тут же страшилка и родилась, потому что она "страшная", а все, что "страшно", продается очень хорошо.

Читайте также: Телепатия возможна с помощью... интернета!

То, что такое невозможно в принципе, подтвердит любой нейрофизиолог. Дело в том, что мозг любого живого существа, в том числе и человека, воспринимает только ту информацию, которую он получает от рецепторов. То чего они уловить не могут, того просто нет! Так что если человек не видит двадцать пятый кадр, то изображение на нем не будет воспринято зрительными рецепторами и до мозга не доберется.

Но если люди все-таки видят этот самый кадр, пусть даже и нечетко, то тогда другое дело - информация дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется там обработке. Вот только мозг вряд ли обратит на нее внимание. Почему? Да потому, что мы столько всего видим и слышим за единицу времени, что мозги у людей давно бы просто "вскипели", если бы в голове не происходила ежесекундная сортировка поступающей информации. Мозг выбирает из нее только самое важное, а все, что было воспринято им нечетко, сразу стирается. Ведь наш же мозг не резиновый и не может сохранить все.

Читайте также: "Нужно создавать управление кибервойн"

Совершенно очевидно, что в такой вот "белый шум" попадает и информация, записанная на пресловутом 25-м кадре. Кстати, как показали недавние эксперименты нейрофизиологов, практически люди его все-таки видят, хотя не очень четко. Ученые выяснили, что абсолютно каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения он сливается с другими и потому нашим сознанием не выделяется. Благодаря этому же эффекту заметить "лишний" рекламный кадр вполне возможно, и многие тестируемые даже успевали прочитать короткое слово, если оно было набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю. Однако они забывали его уже через несколько минут. Так что говорить о каких-то сложных гипнотических командах тут не приходится. Человек сразу их забудет, а значит, никакого воздействия на наше подсознание 25-й кадр не может оказать.

Более того, специалисты из компании RCA (The Radio Corporation of America), изучив техническую часть проекта, заявили, что, поскольку электронному лучу требуется определенное время для сканирования поверхности кинескопа и поскольку свечение нанесенного на него фосфора весьма инерционно, то именно на телевидении технически невозможно получить изображение, которое было бы незаметно для глаз. То есть, в кино 25-й кадр еще как-то можно использовать, хотя это и бессмысленно, а вот в съемках для телевидения - нет.

Читайте также: Нажми на кнопочку - и ты под колпаком

Сам бизнесмен отреагировал на это весьма предсказуемо: в июне 1958 года он исчез, закрыв все свои банковские счета и не оставив никаких следов. При этом он прихватил с собой где-то около 22,5 миллионов долларов - деньги, перечисленные ему фирмами, которые хотели использовать запатентованную им технологию. В 1962 году его поймали и на следствии он сознался, что эксперимент 1957 года был им сознательно сфальсифицирован. Мошенника судили и посадили в тюрьму. Однако созданный средствами массовой информации (а они тоже получили от него порядочную сумму денег) миф-страшилка пошел гулять по свету. До сих пор среди рекламных объявлений можно встретить и такие сообщения: "Снятие алкогольной и наркотической зависимости посредством эффекта 25 кадра". И что самое интересное, многие идут к таким "врачам" и платят им деньги. Ну, а то, что этим пользуются теперь еще и на Украине, говорит только об одном: сильном желании хоть как-то подпортить имидж России. "Не отъем, так надкусаю!" - вот принцип людей, распространяющих такую информацию.

 

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить