Выдержки из блога дамы-профессора естественных наук в американском институте

Дневник профессора: меню и круговая порука

"Правда. Ру" продолжает публикацию выдержек из блога, который ведет дама-профессор естественных наук в американском институте. Этично ли, если коллеги цитируют работы друг друга по принципу "ты мне — я тебе"? Как быть, если на конференции подали аллергенный для вас продукт, или работодатель на ланче пытается накормить вас чем-то несъедобным?

14 февраля 2012. Еда для размышлений

В нашей академической жизни происходит много событий, связанных с совместными застольями. В это время нередко узнаешь о том, что кто-то из окружающих не может употреблять ту или иную пищу по медицинским, религиозным или этическим соображениям. Это доставляет немало хлопот организаторам различных мероприятий. К примеру, когда нужно:

— организовать конференцию и семинар с завтраком для всех участников;

— подать угощение посетителям, к примеру, во время визита сотрудников другого научного учреждения в ваше, во время интервью и т. п.;

— организовать питание на время выездных конференций, визитов в другие лаборатории, полевых работ и так далее.

Хотя существуют несколько простых способов организовать приемлемое питание для большинства участников, порой бывает трудно найти идеальное для всех решение. Даже выбор еды в ресторане может кого-то не устроить, если у этого ресторана не слишком разнообразное меню или нет возможности как-то его модифицировать.

Читайте также: Дневник профессора: не обгоняйте женщин

Хотя сама я практически всеядна, есть пара продуктов, которые мне приходится избегать из-за сильной аллергии. Я редко сталкиваюсь с этой проблемой, и все же за прошедшие годы попала в несколько незабываемых ситуаций.

— Много лет назад во время собеседования заведующий кафедрой пригласил меня в ресторан, чтобы провести интервью за обедом. В меню этого ресторана основным был именно тот продукт, который вызывает у меня аллергию. Завкафедрой не спросил заранее о моих предпочтениях в еде: у него был любимый ресторан, и он хотел отвести меня именно туда. Мне пришлось рассказать о своей аллергии, чтобы объяснить, почему я отказалась от всех фирменных блюд. Но он все равно выглядел очень недовольным и несколько раз посетовал на то, что я не смогла их попробовать. И во время, и после обеда я чувствовала себя ужасно неловко.

— Несколько лет назад я должна была произнести речь на официальном ланче. Так вышло, что всем участникам подали еду, содержащую тот самый аллергенный для меня ингредиент. Думаю, если бы я предупредила заранее, организаторы постарались бы включить в меню что-то еще. Но я так редко встречала блюда с этим продуктом на официальных мероприятиях, что даже не задумалась о такой возможности. В результате я не притронулась к содержимому тарелки и только грызла корочку хлеба. Произнося речь, я чувствовала себя страшно голодной, но это было меньшее из зол.

— Второй аллергенный для меня продукт обнаружился совсем недавно. Он довольно редкий, и к тому же не вызывает опасной для жизни реакции — только сыпь, которая довольно быстро проходит. Но в определенных странах мира этот продукт — основа национальной кухни, и его подают буквально везде. Отказавшись от него в тех краях (и не имея возможности объясниться из-за плохого знания языка), я выглядела бы грубой или чудаковатой. Поэтому пришлось найти золотую середину: я не отказывалась от предложенных блюд, но ела понемногу. Это срабатывало вплоть до последнего дня моего путешествия, когда моя хитрость, увы, была раскрыта.

Представляю, каково приходится людям с более строгими ограничениями в еде. По-видимому, им приходится стать хорошими дипломатами и менеджерами. Когда мне довелось побывать в шкуре организатора подобных мероприятий, я очень беспокоилась о том, как бы приспособить меню для всех. Открытым вопросом остается следующий: где в данном случае находятся границы моей ответственности? Как вы считаете?

9 февраля 2012. Заговор цитирующих

Недавно мне рассказали об удивительном явлении. Мне интересно, есть ли среди моих читателей люди, которые участвовали в чем-то подобном. А именно: группа коллег договаривается, что они будут цитировать друг друга "по кругу". Таким образом, они ловко обходят самоцитирование и "взаимное цитирование" и помогают друг другу поднять индекс цитируемости. Разумеется, они не ссылаются на те работы, которые не относятся к теме, но при любой возможности ищут способ упомянуть труды друг друга. Вы когда-нибудь участвовали в чем-то подобном? А если нет, то как вы к этому относитесь?

Я никогда не участвовала в такой "круговой поруке цитирования", и нельзя сказать, что меня очень беспокоит это явление. Мы так или иначе чаще ссылаемся на те работы, с которыми уже знакомы. Но мне интересно: имеет ли это круговое цитирование какое-то реальное влияние на должностной рост? Наверное, если он каким-то образом зависит от индекса цитируемости, такая круговая порука может здорово поспособствовать продвижению по карьерной лестнице.

13 февраля 2012. Насколько важна взаимная симпатия

О профессорах, которые курируют студентов. Считаете ли вы:

(1) весьма существенным;

(2) важным в некоторых случаях;

(3) приятным, но не обязательным;

(4) совершенно необязательным, —

испытывать человеческую симпатию к своим подопечным?

Я не имею в виду кого-то из своих студентов, будущих или настоящих. Просто вспомнился комментарий одного коллеги, который признался, что предпочитает курировать приятных ему людей. Если вы работаете со студентами, то можете выбирать себе подшефных, а вот в случае с аспирантами сделать это уже сложнее.

Читайте также: Дневник профессора: как остановить докладчика?

Думаю, большинство преподавателей в любом случае стараются найти со своими подопечными общий язык. Мы стараемся проявлять понимание к своим студентам, и в свою очередь ждем от них терпимости к нашим недостаткам.

Подготовлено по материалам FemaleScienceProfessor

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру