Шлем Дарта Вейдера позаимствовали у самураев

Шлем Дарта Вейдера родом из Японии

Сегодня ни один уважающий себя солдат не выйдет на поле боя без шлема и будет абсолютно прав. Причем сегодняшние каски все больше и больше напоминают шлем легендарного Дарта Вейдера. И это не случайно: наверняка он хорошо защищал и голову, и шею, а уж про фантастические свойства его материала можно и не говорить. Но вот форма… Откуда она появилась?

Разумеется, это не заимствование каски англичан периода Первой и Второй мировых войн, больше всего похожей на тазик цирюльника. Наша советская полусфера тоже не подходит. Немецкая по форме ближе всего, но что-то все равно в ней не так. Зато если мы посмотрим на шлемы японских самураев ХVI века, то тут все сомнения отпадут сразу. Именно с них режиссер как раз и "срисовал" облик своего героя и создал действительно запоминающийся образ. Ну, а что о шлемах Японии говорит нам история, и чем именно они отличались от западноевропейских рыцарских шлемов и касок английских кавалеров и "железнобоких" Кромвеля?

Первоначально шлемы, называвшиеся кабуто, выделывались из 6-12 пластин, скреплявшихся при помощи круглых выпуклых заклепок, размер которых уменьшался к макушке. Там было отверстие с идущей вокруг него розеткой-ободком. Для чего нужно было такое отверстие, сказать трудно. Одни считали, что для вентиляции, другие — чтобы выпускать наружу конец шапочки эбоси, которую самураи надевали на голову в качестве подшлемника. По мнению самих самураев, через это отверстие в них должен был входить дух бога войны Хатимана. В любом случае, наклоняться слишком низко в таком шлеме было небезопасно, так как в это отверстие вполне могла попасть стрела.

Лобную часть украшали накладные декоративные полосы в виде стрел, обычно позолоченных и потому очень хорошо заметных на фоне всех остальных металлических полос, традиционно покрывавшихся черным лаком. Спереди крепился небольшой козырек, а сзади шею воина закрывал широкий воротник из пяти рядов металлических пластин. Самым необычным в нем было то, что четыре ряда верхних пластин на уровне козырька выгибались наружу почти под прямым углом, образуя своеобразные отвороты. Делали их для того, чтобы они защищали лицо и шею воина от ударов меча сбоку и покрывали точно такой же кожей, что и кирасу на груди, чем достигался их единообразный внешний вид.

Читайте также: Мировые империи произошли от стремян

Медный позолоченный орнамент и другие мелкие детали также были одинаковыми и на шлеме, и на всех других частях доспеха, поскольку и шлем, и все остальное делал один и тот же мастер. На голове шлем крепился при помощи толстых шелковых шнуров, завязывающихся под подбородком. Внутри шлем обычно окрашивался в кроваво-красный цвет.

В XII веке число пластинок, из которых делался шлем, стало увеличиваться, но сами они приобрели продольные ребра, благодаря которым их прочность значительно возросла. В XIII веке на шлемах появилась подкладка с ремнями, наподобие той, что сегодня встречается на касках монтажников и шахтеров. А в конце XIV — начале XV веков количество пластин в кабуто достигло 36, причем на каждую такую платину приходилось уже по 15 заклепок, а сами шлемы стали настолько велики, что некоторые из них весили больше 3 кг — столько же, сколько и западноевропейские шлемы (те, что были в форме перевернутого ведра). Носить такую тяжесть на голове мог далеко не каждый. Бывали случаи, что в бою некоторые самураи просто держали свои шлемы в руках, отбивая ими стрелы и используя их вместо щита.

Важной деталью всего шлема являлись нашлемные украшения кувагата, появившиеся на японских шлемах еще в конце эпохи Хэйан (конец ХII в.) и представлявшие собой металлические позолоченные рога. Кувагата вставлялись в специальное крепление на козырьке, так что их можно было снимать. Нередко между ними располагались и устрашающего вида маски демонов, а еще позолоченная и отполированная круглая пластинка — "зеркало", служившая для того, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в зеркале самих себя, они должны будут испугаться и убежать! Размеры и форма "рогов" постепенно менялись, что позволяет достаточно точно определять по ним ту эпоху, когда был сделан тот или иной шлем.

Читайте также: Мельница мифов: рогоносцы среди воинов

Например, в эпоху Намбокутё вошли в моду огромные кувагата сразу с тремя рогами (к боковым добавился еще и центральный в форме клинка прямого меча!). И, разумеется, во все времена были люди, как с хорошим вкусом, так и те, кто предпочитал полную безвкусицу: лишь бы "рога" были побольше, заклепки покрупнее, а позолота покрывала весь шлем.

Шлемы кабуто, надежно защищая воину голову, затылок и шею, но оставляли открытым лицо. Поэтому вскоре были изобретены специальные маски и полумаски мэн-гу, выполнявшие роль забрала, однако с самим шлемом не связанные. Особую популярность защитные маски приобрели в XV веке. Самой открытой стала маска хамбо, имевшая на подбородке выступ с отверстием, через которое вытекал пот. Маски мэмпо закрывали нижнюю часть лица и нос, при этом их нередко снабжали пышными усами из жесткого конского волоса.

А вот маска сомэн закрывала все лицо целиком. Выделывались маски из кожи и металла, снаружи покрывались японским лаком, а изнутри всегда окрашивались в красный цвет. На масках самым тщательным образом воспроизводились морщины, усы, брови и даже зубы. При этом молодые воины чаще всего выбирали себе маски стариков, а старые — юношей! Были даже маски с женскими лицами, но поскольку маски должны были не столько защищать, но и устрашать, то особой популярностью пользовались те, что изображали женщин-демониц — кидзе. С XVI века весьма популярными в Японии стали маски с лицами европейцев или "южных варваров".

С распространением огнестрельного оружия в Японии началась эпоха новых доспехов тосэй гусоку и, соответственно, новых шлемов, существенно, отличавшихся от старых. Во-первых, по образцу шлемов из Европы японцы начали делать цельнометаллические шлемы-каски, в том числе и переделанные из тех, что продавались им европейскими купцами. Японцы при этом отделывали их на свой лад. Чтобы выделиться среди прочих в пороховом дыму, японские самураи придумали надевать поверх шлема пышные навершия из лакированной бумаги и бамбука, что делало каждого из них хорошо узнаваемым. Такие шлемы получили название кавари-кабуто или "фигурные шлемы". Отвороты на них либо исчезли совсем, либо стали очень маленькими, превратившись из элемента защиты всего лишь в дань традиции. Впрочем, для офицеров, как и раньше, выделывались роскошные шлемы из 32, 64 и даже 120 пластин, на соединение которых уходило до 2000 заклепок. Сам шлем оставался металлическим и был выполнен по форме головы, но зато сверху на нем могло располагаться навершие самого фантастического вида, способное не столько напугать, сколько рассмешить иного врага.

Читайте также: Мельница мифов: кто такие раджпуты?

Например, существовали шлемы, называвшиеся фудзисан. Они были выполнены в форме священной для японцев горы Фудзи. Хаккаку-каса походил на восьмиугольный зонтик; кабуто-камасу имели навершие из циновки; шлем бооси был копией европейского цилиндра(!), но с зеркалом для отпугивания злых духов; а яро-кабуто был едва ли не самым оригинальным, поскольку целиком оклеивался мехом медведя либо конским хвостом, в то время как на шлеме тонкин-кабуто из меха делались… украшения. Интересно, что по бокам яро-кабуто, видимо, ради большего декоративного эффекта еще и крепилась пара совершенно натурального вида розовых ушей!

Существовала мода на украшения не спереди, а сзади, в то время как были и такие самураи, что носили украшения на шлеме сразу с обеих сторон. Известны были шлемы в форме "свернувшихся слизняков", "морских раковин" и даже в форме "снежной бури" (наверное, это можно считать вершиной японского креатива!). Причем, разумеется, все это делалось отнюдь не из металла. Сами шлемы кавари-кабуто были металлическими и очень простой формы, но вот сверху их покрывали легкие конструкции из дерева, на которых крепились навершия из лакированной или раскрашенной бумаги.

Многие полководцы стали носить такие вычурные шлемы, что их было очень легко узнавать на поле боя, и это было очень важно, особенно в пороховом дыму. Так, полководец Като Киёмаса имел шлем прикрытый сверху навершием в форме придворного головного убора, но серебряного цвета и с изображением красного солнечного диска по обеим сторонам. Безусловно, в таком шлеме он выделялся среди общей массы самураев и был хорошо заметен издали. Известно, что такие шлемы часто водружали на древко и выносили на поле сражения, где они выполняли функции геральдических знаков символизирующих особу полководца.

Еще одним знаком полководца являлись рога водяного буйвола (обычно позолоченные!) — суигури-но-вакидатэ. А вот у знатного самурая Датэ Масамунэ, а также у всех его солдат на шлемах красовался асимметричный золотой полумесяц! Однако многие самураи носили и очень простые шлемы и даже не мылись и не стриглись! Такие вот в то время были "протестные" формы самовыражения!

Читайте также: Мельница мифов: асигару - подручные самураев

Весьма оригинальным типом шлема, который носили как самураи, так и пехотинцы асигару, был тётин-кабуто или "складной шлем". Делались они из конической формы металлических обручей, связанных шнурами. Так что эта конструкция представляла собой… наш современный складной туристический стаканчик, и поэтому его можно было легко складывать и делать совсем плоским, и, соответственно такие шлемы были очень удобными для транспортировки и хранения. Другой разновидностью складных шлемов были татами-кабуто ("складные шлемы"), состоявшие из трапециевидных металлических пластин, соединявшихся кольчужным плетением и нашитых на прочную ткань. Их было в обычае носить с такими же складными доспехами татами-до.

Европейские шлемы типа кабассет среди японцев тоже были популярны, а называли их намбан-кабуто — "шлем южных варваров". Обычно самураи носили их вместе с европейской кирасой — намбан-до ("кирасой южных варваров"), причем гораздо чаще встречались изделия местных оружейников, которые ради удовлетворения спроса на "европейские диковинки" очень умело стилизовали их под импортные образцы.

Так что неудивительно, что именно один из шлемов японских самураев, простой и в тоже время элегантный, как раз и послужил основой для шлема Дарта Вейдера. И кто знает, может быть и такие же шлемы, и маски на лицо вскоре получат и солдаты регулярной армии!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру