Геббельс - гений пропаганды? Это миф

Мельница мифов: Геббельс - гений пропаганды

Непонятно откуда, но в наших отечественных средствах массовой информации, как и в сознании многих, так сказать, "рядовых граждан", утвердилось мнение, что гитлеровец Геббельс был чуть ли не гением пропаганды. Замечательным ее теоретиком и практиком! Однако на самом деле это миф — в реальности доктор Геббельс был очень плохим пропагандистом.

Откуда родился этот миф теперь, наверное, уже и не выяснить, равно как и то, кто был первым автором этой глупости, но вот то, что это всего лишь миф — несомненно!

Начнем с того, что основоположниками теории пропагандистского воздействия СМИ на общество были отнюдь не немцы, и уж конечно, не "доктор Геббельс", а англосаксы Г. Лассуэлл, У. Липпман, и П. Лазарсфельд, написавшие свои ученые труды на основе опыта пропаганды в годы Первой мировой войны. Так, Гарольд Лассуэлл написал книгу "Техника пропаганды в Первую мировую войну" (1927), Уолтер Липпман — "Свобода и новость" (1920) и "Общественное мнение" (1922), а американский социолог Лазерфельд (родился он, правда, в Австрии, но впоследствии уехал в США) ввел понятие "двухступенчатая коммуникация" и "лидер мнения". В 1923 году в Нью-Йоркском университете профессор Эдвард Бернейз начал читать первый в мире курс "паблик рилейшнз" и от же написал книгу "Кристаллизация общественного мнения" (1923), название которой говорит самое за себя.

Особую роль в изучении роли пропаганды в обществе сыграл британец Артур Пойнсонби, сделавшие в свое время пророческое заявление о том, что "Никакая правда после лжи не восстанавливает должным образом веру в пропаганду. Открытые признания во лжи, сделанные президентом, в которого народ верил, могут явиться роковыми".

Читайте также: Лики войны: кто был настоящим Штирлицем

Что касается Йозефа Геббельса, то он 21 апреля 1921 года в Гейдельбергском университете под руководством профессора барона фон Вальдберга защитил на "удоволетворительно" докторскую диссертацию. Тема диссертации звучала так: "Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории драмы романтической школы". С тех пор он именовал себя не иначе как доктор Геббельс, что было типично для Германии как в ту пору, так и сейчас — раз диссертацию защитил, то уж точно ты — доктор! На самом деле это что-то вроде нашей дипломной работы и, как видите, больше "тройки" ему не поставили!

В 1921–1924 годах он безуспешно пытался устроиться на работу драматургом или журналистом, в том числе и в известные еврейские издательства, такие как "Ульштайн", однако никуда его почему-то не взяли. Столь же безуспешными остались и его литературные опусы. Зато он имел успех среди сторонников Адольфа Гитлера и очень скоро, как "высокообразованный человек" получил портфель рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии.

То есть, действительно, в его руках была огромная власть и потрясающие возможности, но вот хватало ли ему знаний и таланта быть настоящим мастером своего дела? Внимательное изучение его "творческого наследия" и позволяет сделать вывод, что он был в этом деле всего лишь посредственностью и не более! Причем, как специалист в области пропаганды он, оказывается, не знал главного — не только менталитета других народов, но даже и… своего собственного!

Так, решив подорвать единство британской нации, он начал печатать листовки с изображением английских принцесс, катающихся на пони в Гайд-парке, и сбрасывать их на Англию, а заодно публиковать их и в германских газетах. И вскоре выяснилось через донесения шпионов и осведомителей гестапо, что цели они не достигали. Немцы видели, что, несмотря на войну, в Англии продолжают жить беззаботно и красиво, а средний англичанин, на голову которого листовки летели, не находил в жизни высших классов своего общества никакой несправедливости по отношению к самому себе.

Наоборот, в сохранении всех этих привилегий он видел незыблемость существования своего государства и ощущал стабильность ситуации, что действовало на него самым успокаивающим образом. Тогда Геббельс решил давать фото частной жизни руководителей Рейха, надеясь на тот же самый результат, но он получился обратный. Народ видел в них "слуг народа" и то, что "слуги" живут лучше "господ", рядовыми немцами было воспринято как оскорбление!

Немцы не верили американским листовкам, в которых говорилось, что Германия никогда не выиграет войну, т. к. с американских верфей каждые пять дней сходит на воду крупный океанский военный корабль. Почему? Да потому, что поверить в это им мешала их обывательская информированность и "здравый смысл", хотя это и была абсолютная правда. Зато и немецкая листовка, изображавшая президента Рузвельта в виде жнеца, который не собирает, а разбрасывает колосья, вызывала у американских солдат исключительно враждебное отношение к врагу и только укрепляла их боевой дух. Дело в том, что средний американец привык верить своему президенту, независимо от того, согласен ли он с его отдельными решениями или нет.

То есть ничего такого сверхъестественного, чего не придумали бы Липпманн, Бернейз, Пойнсонби и Лассуэлл, он не придумал и более того, не слишком эффективно использовал даже и их наработки. Впрочем, понятно и то, что самому Геббельсу пришлось работать "в очень сложных условиях". Например, именно его пропаганда утверждала, что советский народ развращен большевиками, что русские — это немытые дикари, неспособные к современной науке и техники, что у них даже уборных в домах нет, что они не верят в бога, ну и так далее и тому подобное.

На основе этого делался вывод, что они — "унтерменши", то есть "недочеловеки", а раз так, то… относиться к ним следовало соответственно. И да, действительно, нужно признать, что с отхожими местами в СССР в те годы была проблема — вспомните хотя бы малахай деда Щукаря из "Поднятой целины" Шолохова, торчавший над плетнем после того, как тот объелся паровой телятиной. То есть он ходил "до ветру" под забор! Но вот во всем остальном неправда выяснилась, едва только поток "восточных рабочих" хлынул из СССР в Германию.

В итоге на стол шефа служб безопасности Гиммлера уже в 1942 году легла докладная, в которой говорилось, что более 90 процентов прошедших медицинский осмотр русских девушек — девственницы, и о какой же тогда "большевистской развращенности" может идти речь? Повсеместно отмечалось, что русские работницы очень чистоплотны, что они украшают свои бараки самодельными бумажными салфетками, на Новый год наряжают елки из бумаги и также вырезают удивительно красивые снежинки из старых газет. Пропаганда утверждала, что все они безбожники, однако у 80 процентов из них были обнаружены нательные крестики, и они заявляли о своей вере в бога и желании иметь возможность исповедоваться по православному обряду и принимать причастие!

Один из владельцев фабрики, где работали рабочие из СССР, рассказывал, что немецкий инженер, которого он пригласил чинить поломавшийся станок, не мог этого сделать, тогда, как русский рабочий починил его в полчаса, причем ему понадобилась для этого всего лишь полоска кожи и моток проволоки. Другому заводчику русский посоветовал переставить станки в цехе, отчего производительность труда выросла на 30 процентов. И разве это могло свидетельствовать о неграмотности, не говоря уже о полном шоке немецких бюргеров и их жен, обнаруживших, что многие советские юноши и девушки достаточно хорошо знают немецкий язык, и даже творчество Шиллера и Гёте?

В итоге доклада был сделан вывод, что надо или отказаться от использования рабочей силы из России, потому, что "на каждый роток не накинешь платок", или… изменить характер германской пропаганды! Понятно, что Геббельс просто не мог этого сделать, поэтому Гиммер ответил усилением репрессий против всех "слишком болтливых". Но вот упрочило ли это информационный фундамент германской нации?

Более того, даже сами германские газеты вынуждены были писать, что "советская система, породившая стахановца, породила и красноармейца, который с упорством дерется даже тогда, когда сил для сопротивления вроде бы больше уже не осталось!". Далее сообщалось, да и как можно было это замолчать, что "русское оружие более приспособлено к условиям русского климата", и к тому же Советы получают танки, самолеты и бензин из Англии и США. Вот мол, поэтому, мы их никак не победим!

Читайте также: На еврейском кладбище нашли… шефа гестапо

Но тогда возникал вполне естественный вопрос, а что, разве все это не было известно заранее или же такого поворота дел нельзя было бы предугадать? И куда тогда смотрели наши "слуги народа"?! Парировать все это никакая пропаганда ну просто не могла, не говоря уже о тех откровенных ляпах "доктора Геббельса", что тут были названы, причем это лишь малая их часть. Так что посредственность, она посредственность и есть, ну, а реалии жизни только усугубили положение с тем, чего у этого человека не было изначально!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить