К чему приведет человечество развитие генной инженерии

Генная инженерия приходит в соцсети

На прошедшей 1 марта этого года встрече в медиаклубе "Высокие технологии", которая состоялась в редакции журнала "Наука и жизнь", ученые-генетики и журналисты обсуждали бурное развитие генной инженерии. К чему это приведет человечество? Корреспондент "Правды.Ру", побывавший на данном мероприятии, услышал интересный ответ на этот вопрос.

Я думаю, многие из вас смотрели американскую антиутопию "Гаттака". Этот фильм, вышедший на экраны в 1997 году, рассказывал о таком варианте будущего, когда молекулярные технологии развились до такой степени, что генетический паспорт стал обыденной реальностью. Собственно говоря, проблемы главного героя фильма (которого блестяще сыграл Итэн Хоук) как раз происходят от того, что он имеет множество генетических дефектов. А раз так, то карьера космонавта, о которой он страстно мечтал, оказывается для него закрытой.

Тогда, в 1997 году, еще никто и не представлял, что мрачный мир "Гаттаки" достаточно быстро может воплотиться в реальность. Однако сейчас многие понимают, что технологии расшифровки генома стали весьма совершенны. Судите сами — через десять лет после выхода фильма, в 2007 году, был полностью расшифрован геном человека (базовая расшифровка завершилась еще в 2003 году). Тогда эта операция стоила миллиарды долларов. Однако уже в прошлом году расшифровка генома конкретного человека в среднем стоила всего лишь несколько тысяч долларов (и делается это за три-четыре дня).

А в нынешнем году появилось сообщение о том, что одна британская компания разработала ДНК-тестер, способный осуществить эту операцию за один день и всего-то за одну тысячу долларов. Стоимость расшифровки самых важных для человека генов стоит всего-то 200 долларов. В ближайшее время технологии разовьются до того, что на сам анализ ДНК будет затрачено несколько минут. То есть узнать свою наследственную информацию можно будет просто на приеме у врача в районной поликлинике.

Читайте также: Биомедицинские технологии будущего

Мы уже привыкли к тому, что расшифровка ДНК становится частью нашей обыденной жизни. Криминалисты пользуются этим методом для установления личности подозреваемого. Врачи с помощью генного анализа узнают, к каким болезням больше предрасположен пациент, тренеры стараются получить данные по геному спортсменов, чтобы подобрать им индивидуальный и в то же время самый оптимальный тренировочный график. Не за горами то время, когда обычные паспорта уйдут в прошлое — их место займут генетические паспорта (которые сейчас делаются по желанию).

В настоящее время индивидуальное генотипирование является новым и весьма бурно развивающимся сегментом рынка биомедицинских технологий. За относительно небольшую плату клиент получает характеристику своего уникального генотипа — в принципе, это всего лишь около 0,1 процента всей его ДНК. В России этот сервис пока мало распространен, однако даже и у нас цены на услугу по определению последовательности того или иного гена уже не так высоки — расшифровка одной пары оснований ДНК стоит в среднем 150 рублей (правда, ген содержит их как минимум несколько тысяч). Однако это все равно доступно уже не только миллионерам.

Итак, как видите, близится то время, когда геном конкретного человека перестанет быть тайной за семью печатями. И тут у многих возникает справедливый вопрос — а не возникнет ли тогда в мире дискриминация по генетическим параметрам, такая же, какой подвергся главный герой "Гаттаки"? Не будут ли работодатели, ознакомившись с генетическими паспортами соискателей, отказывать им в приеме на работу, мотивируя свое решение наличием каких-либо мутаций или "слабых" аллелей? Не возникнет ли в мире деление всех людей, подобное тому, что было в "Гаттаке", на "годных" и "негодных" исключительно по состоянию их ДНК?

Этот вопрос, как и многие другие, поднимался на прошедшей 1 марта этого года встрече в медиаклубе "Высокие технологии", которая состоялась в редакции журнала "Наука и жизнь". Приглашенные туда ученые-генетики и журналисты, обсуждая бурное развитие генной инженерии и биоинформатики, не могли не затронуть эту волнующую тему.

Однако всех присутствующих успокоил Сергей Мусиненко, создатель компании-стартапа Primerlife, занимающейся интересным синтезом индивидуального генотипирования и IT-технологий. Он организовал этот стартап, обучаясь в калифорнийском Сингулярном университете(Singularity University), учебный курс которого представляет собой сплав различных высокотехнологичных дисциплин. Не так давно его компания стала резидентом российского фонда "Сколково" в кластере IT-технологий.

Так вот, Сергей рассказал, что уже имелись попытки так называемой генетической дискриминации. Например, недавно произошла весьма неприятная история с Памелой Финк, которую уволили из компании, где она работала, всего лишь на основании того, что у нее обнаружилась генетическая предрасположенность к раку молочной железы (риск был примерно 80 процентов). Работодателям просто не захотелось оплачивать ее медицинскую страховку. Однако эта история встревожила власти США, и в 2006 году был принят акт о запрете любой дискриминации на основе генетической информации, напрямую запрещающий увольнять сотрудников, исходя из результатов их генетических тестов.

Итак, все необходимые меры против такого произвола уже принимаются. В то же время генетическую информацию можно использовать для облегчения людям жизни. Например, недавно одна швейцарская компания предложила подбирать человеку спутника жизни, основываясь на схожести генома. Перед этим был проведен эксперимент с участием нескольких сотен добровольцев. Группы мужчин и женщин были разбиты по группам по наличию или отсутствию некоторых генов, отвечающих за сопротивляемость определенным аллергенным веществам.

В ходе эксперимента сначала мужчинам раздали футболки, которые они должны были носить несколько дней, не стирая. Потом их раздали женщинам и попросили определить, какой запах грязной футболки приятен каждой из них. И что самое интересное — самым приятным (точнее, наименее неприятным) для каждой дамы оказался запах того кавалера, который был в той же генетической группе, что она сама. Так что, как видите, генетический паспорт действительно может помочь в таком непростом деле, как выбор супруга.

Компания же, основанная господином Мусиненко, занимается созданием в социальных сетях групп, членов которых объединяет некая генетическая похожесть. Например, они имеют одинаковые наследственные заболевания. Сергей рассказал, что это достаточно перспективное направление. Например, недавно был проведен один интересный эксперимент. В социальных сетях была создана группа, все члены которой страдали неизлечимым на данный момент заболеванием — боковым амиотрофическим склерозом (эта страшная болезнь, обусловленная генетическим дефектом, поражает самых разных людей: ей болен, например, известный британский астрофизик Стивен Хокинг).

Члены этой группы проводили параллельно с медицинскими учреждениями исследования о возможности использовании препаратов с литием для лечения своего недуга. Так вот, им удалось добиться достоверных результатов на год раньше, чем профессиональным ученым (к сожалению, выяснилось, что литий не подходит для лечения этой болезни). Как видите, самоорганизовывающиеся группы социальных сетей могут многое. Главное — правильно ориентировать их участников.

Сергей считает, что использование генетической информации при создании групп в соцсетях может помочь людям быстрее находить тех, кто похож на них и, следовательно, с кем будет проще общаться. Таким генетически похожим индивидуумам будет проще объединяться в клубы по интересам — например, в сообщества любителей путешествий или группы с одинаковым риском развития определенных заболеваний. Все участники этих виртуальных клубов смогут беспрепятственно обсуждать актуальные для них проблемы и придумывать выходы из самых запутанных ситуаций (как это было в истории с литием). Кроме того, в этих группах работодатели смогут находить себе талантливых сотрудников, ориентируясь на генетические данные участников. Кстати, недавнее исследование геномов самых успешных брокеров Нью-йоркской биржи показало, что все они имели абсолютно идентичный вариант одного из генов.