Дроны-трансформеры - для полиции и армии!

Еще Жюль Верн в своем романе "Властелин мира" сделал попытку описать аппарат-гибрид, который мог двигаться по дорогам, как автомобиль, плавать, словно катер или подводная лодка, и летать в небе, как самолет. Долгое время подобные конструкции были уделом именно фантастики, но, похоже, они постепенно начинают переходить и в нашу реальную жизнь.

Первые гибриды, надо сказать, появились еще в начале прошлого века. Так, известный американский конструктор бронетанковой техники Уолтер Кристи предложил создать гибрид танка и самолета. Вернее, скажем так: оснастить танк крыльями, "хвостом" и воздушным винтом с приводом от танкового двигателя и научить эту машину летать.

Перспективы ему виделись самые радужные. Целые армады таких танков перелетают границу чужой страны, садятся на полях и автострадах и… сбросив свои крылья, устремляются в бой! На рисунках в журналах все это выглядело отлично, но уровень техники того времени создать такую вот машину не позволил.

Очень похожую конструкцию придумал и наш советский конструктор Арам Рафаэлянц. Вот только его "танколет", предназначавшийся для переброски танков БТ-5 в тыл противника, в отличие от машины Кристи имел свой собственный двигатель с толкающим винтом и колесное шасси, тогда как американская модель и взлетала, и садилась на танковое шасси, пусть даже и со снятыми гусеницами.

Отсоединение танка от планера летательного аппарата происходило без выхода экипажа из машины. И хотя она при этом должна была падать на землю с высоты полутора метров, конструктора это ни капли не смутило, да и военных тоже. Однако и здесь все оказалось совсем не так просто, как предполагалось, и в воздух конструкция так и не поднялась.

Не лучшая судьба ожидала и буксируемый танк-планер КТ-1 Олега Антонова. Он, правда, в воздух все-таки поднялся, а затем и сел, трансформировавшись в танк Т-60, но на этом его испытания и закончились. Потом были попытки создать летающую подводную лодку или напротив — "ныряющий подводный самолет" и что-то даже из этого у конструкторов получалось, но наличие на борту подобных аппаратов экипажа превращало их в технически очень сложные устройства, которые в итоге распространения так и не получили.

Однако дело обстоит совсем иначе с аппаратами без людей, то есть с популярными сегодня дронами. Современные военные дроны могут вести наблюдение и сбрасывать на противника бомбы, но будущее этих боевых машин видится ряду ученых иным. Так, по мнению специалистов из Sandia National Laboratory, следующее поколение военных дронов будет представлять собой аппараты-транформеры, способные самоизменяться под выполнение самых различных боевых задач.

Эта их идея нашла свое воплощение в проекте Multi-Modal Vehicle Concept — то есть концептуальном аппарате, который точно также как и машина Робура Завоевателя будет способен летать, плавать под водой и передвигаться по земле, не взирая на рельеф местности. В воде крылья машины превращаются в некое подобие плавников, а плавники в уникальные колеса, которые помимо передвижения по ровному участку земли позволяют дрону совершать еще и прыжки на высоту более 10 метров. Планируется, что аппарат будет управляться оператором, но также предусматривается и его работа в полуавтономном режиме.

В настоящее время для проведения военных операций требуется координация работы различных беспилотных аппаратов, которые используют разные средства связи и принадлежат разным родам войск. Multi-Modal Vehicle Concept позволит решать поставленные задачи, используя всего одного специалиста, который будет управлять таким вот универсальным дроном. "Реальное преимущество мультимодального дрона заключается в том, что он обеспечивает максимальную гибкость при решении очень сложных задач, причем не надо будет думать о том, все ли машины, задействованные в ней, для неё подходят", — сказал Джон Салтон, инженер Sandia National Laboratory, работающий над этим проектом.

По мнению разработчиков, их Multi-Modal Vehicle Concept сможет существенно расширить возможности специальных подразделений, где требования к надежности и функциональности техники особенно высоки. Впрочем, в настоящее время проект пока еще находится на уровне "зрелой концепции" и от воплощения в металле весьма далек. Необходимо еще найти инвесторов, которые помогли бы воплотить идею в жизнь.

Надо заметить, что на протяжении более 60 лет, Sandia неоднократно привлекалась правительством США для решения вопросов самых сложных задач в области безопасности страны, так что уже одно то, что именно она занимается этим проектом, говорит о его принципиальной важности. Причем, эта дочерняя компания корпорации Lockheed Martin выступает также в качестве подрядчика для департамента США по ядерной безопасности Министерства энергетики (NNSA).

Хотя большинство из 9840 сотрудников лаборатории работают в ее штаб-квартире в Альбукерке, штат Нью-Мексико, или во второй ее лаборатории в Ливерморе, штат Калифорния, немало ее специалистов занято и на других объектах в США и за рубежом. Зачем? А чтобы быть в курсе самых последних разработок в самых различных областях и все это видеть собственными глазами!

И уж, конечно, они присутствовали и на конкурсе дизайнерских проектов в Автошоу-2012 в Лос-Анджелесе, где компания "Субару" представляла свой проект SHARS, признанного самой лучшей на сегодня разработкой для полиции этого штата. В сложенном положении аппарат SHARS полностью умещается в своем центральном корпусе. Гибкие высокопрочные материалы, например, кевлар, позволяют свернуть многие его детали в трубочку, а вот для того, чтобы их распрямить корпус раскручивается.

Тогда под действием центробежной силы он примет необходимую форму, причем одновременно с этим его наполнит сжатый воздух из специального баллона. Мгновение… и вся эта конструкция превращается в автомобиль или вертолет! Ну, а если преследуемый им автомобиль вдруг упадет с моста в реку, то его колеса тут же превратятся в гребные винты и он сможет двигаться еще и по воде.

Внутри одного универсального дрона есть еще два малогабаритных колесных устройства, очень похожих на киношных роботов-терминаторов. Их отличает способность проскользнуть через любую автомобильную пробку — свойство для полицейских машин просто бесценное. Но… что полезно для полиции, то ценно и для армии!

Конструкторы из Sandia считают, что их новый дрон будет, по меньшей мере, столь же эффективен, хотя ценой такой эффективности может быть потеря им какой-то части своих деталей во время боевой трансформации. Например, будучи оснащен крыльями и воздушно-реактивным двигателем такой дрон летит над морем, приводняется, сбрасывает крылья и двигатель и, либо передвигается по дну на колесах, либо, сбросив балласт, плывет к берегу подобно катеру.

Ну, а там он сможет оперировать опять-таки как наземный вездеход, либо поднять в небо свой собственный дрон-вертолет и с его помощью обследовать близлежащую местность. Потом, все эти детали, конечно, уже не соберешь, но… если цель операции при этом будет достигнута, то кто на это станет обращать внимание.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру