БТР "Бумеранг": Огонь на колесах

Развитие военной техники идет непрерывно. Вот и в нашей стране на параде 9 мая 2015 года был показан не только новый танк "Армата", но и бронетранспортер "Бумеранг" — очередная и очень перспективная разработка отечественных конструкторов. Чем он отличается от наших прежних БТР? И в чем его достоинства? Pravda.Ru решила разобраться в этом вопросе.

Расцвет бронетранспортеров начался в годы Второй мировой войны

Сначала немного истории. Не все знают, что первым в Англии появился отнюдь не проект танка, а именно проект машины для транспортировки пехотинцев на поле боя. Машина была гусеничной, поскольку ландшафт его был "лунный" от воронок снарядов, имела броню и пулеметы для огневой поддержки десанта. Проект примитивного БА на 36(!) человек прислали в Россию в годы Первой мировой войны некие "старцы" из Болгарии. Вот даже как — страна воюет против нас, но находятся люди, что пытаются помочь России.

Однако расцвет бронетранспортеров начался не тогда, а уже в годы Второй мировой войны. Особенно популярными они стали в вермахте и армии США, причем машины эти были полугусеничными: спереди рулевые колеса от грузовика, а сзади гусеницы, как на танке. Красная Армия не имела подобных машин, но тут на помощь пришли поставки по ленд-лизу.

Интересно, что база этих полугусеничных машин использовалась и в качестве платформы для различного вооружения. Например, на свои БТР немцы и американцы ставили 37-и 75-мм противотанковые и пехотные орудия, а также зенитные пулеметы, в том числе даже счетверенные! Ну, а после войны у нас появились и колесные бронетранспортеры БТР-60 и гусеничные — одним словом проблема была решена.

Впрочем, совершенствовались они медленно. Например, первые БТР-60 крыши не имели, как и "бэтээры" в годы войны. Но во время боев на острове Даманский оказалось, что это делает их уязвимыми для ручных гранат, и они получили крышу и башню с пулеметным вооружением, кстати — очень мощным, по сравнению с аналогичными машинами других стран мира.

Потом появились модификации "70", "80", "82", "90", но все это были "старые мехи, в которые вливали новое вино", не более.

"Бумеранг" — новое слово в области создания бронетанковой техники

В случае с новой универсальной боевой платформой "Бумеранг", которую впервые показали еще в 2013 году, нужно сказать, что фактически этот проект не что иное, как основание для целой серии многоцелевых бронированных машин высокой проходимости. И все они способны выполнять самые разные задачи, начиная от переброски мотострелков к месту боя и до радиационной разведки местности.

Одним словом, "Бумеранг" — это целый ряд по-настоящему уникальных конструктивных решений за добрый десяток лет, что помогло нашим конструкторам создать не очередной "клон" "шестидесятки", а принципиально новую машину. Словом "Бумеранг" — это совсем другая философия и совершенно новые идеи в области создания бронетанковой техники.

При создании машины конструкторы не просто учли все новые требования к бронезащите. Их, по словам экспертов, во многом пришлось переписать заново. В частности, это касалось идеи размещения двигателя не сзади, а в передней части корпуса — решение, способное обеспечить повышенную защиту экипажу. Ведь двигатель спереди — это та же броня!

Люки для десантирования, которые у "Бумеранга" находятся в корме, — это тоже элементы защиты. Ведь одно дело появляться из люка на крыше машины, да еще под огнем врага, и оттуда прыгать на землю, или высаживаться из люков по бортам, и совсем другое — выходить из машины сзади, пользуясь ей словно щитом. Ну, а модульное бронирование, во много раз увеличивающее живучесть машины в бою, — это тоже и современно и… очень правильно.

Ведь блоки модульной защиты можно не только заменять (если они повреждены в бою), но и наращивать в случае необходимости, тем самым повышая защищенность машины. Ну и вооружение на ней тоже соответствует защите, а как же!

Так, одним из возможных вариантов вооружения, которыми может быть оснащен "Бумеранг", является боевой модуль разработки ОАО "Конструкторское бюро приборостроения". В него входит 30-мм орудие (боекомплект 500 снарядов) и дальностью стрельбы четыре тысячи метров, пулеметом ПКТ с боезапасом в 2000 патронов, а автоматическим гранатометом: набор на сегодня стандартный, но очень эффективный для воздействия на любого противника.

Кроме того, на нем дополнительно можно установить противотанковый комплекс "Корнет", с дальностью действия 10 тысяч метров. То есть "Бумеранг" не просто БТР, вооруженный средствами самозащиты, но система вооружения, способная справляться с самыми разными целями, будь то танк, БМП или БТР, не говоря уже о живой силе противника. На американской БМП "Бредли" есть две пусковые трубы для противотанковых ракет, но пушка имеет меньший калибр, хотя это именно БМП, а не БТР.

Высокая защищенность БТР "Бумеранг"

Кстати, высокую защищенность новому БТР обеспечивает не только современная броня, но конструкционные решения, в частности форма корпуса, которая дает дополнительную защиту от мин. Дело в том, что противоминная защита у советских БТР была проработана далеко не самым лучшим образом. В силу этого наши бойцы почти всегда предпочитали находиться на броне сверху, нежели сидеть внутри десантного отделения.

Получалось, что шансы остаться в живых при наезде на мину были выше у тех солдат, кто были наверху, ну, а те что были внутри, могли серьезно пострадать, а то и вообще погибнуть. Вот они и предпочитали ездить "на" БТР, а не внутри него. И возникает тогда вопрос, а зачем тогда они вообще были нужны, да еще и бронированные?

В Афганистане и Чечне бронетранспортеры часто подрывались на фугасах, которые закладывались вдоль дорог, поэтому при взрыве солдаты могли быстро спрыгнуть с машины и открыть огонь. Солдатам внутри нужно было сначала выбраться наружу через боковые двери, а это было и непросто и требовало времени. С "Бумерангом" такие фокусы уже не пройдут, так как и противоминная защита на нем усовершенствована и выходят из него солдаты сзади, в то время как сама машина уже ведет огонь по противнику.

И это далеко не слова, не текст сообщения из рекламного буклета: дело в том, что наша российская система испытаний бронетехники на подрыв — одна из самых совершенных в мире. То есть все проверено испытаниями на натурных образцах.

Например, у нас проводят испытания на подрыв, когда при помощи пары бронеплит создается направленный взрыв, а заряд используется такой, какой и положено, а не в два раза меньший, как это часто практикуется зарубежными производителями. "Заявленные данные одни, а при испытаниях другие", — отмечает военный специалист, кандидат военных наук Сергей Суворов.

Сегодня мировой рынок военной техники заполнен самой различной продукцией, включая и многочисленные образцы бронетранспортеров. Однако изготовить новый БТР и предложить его потенциальным покупателям — это не значит его продать. Дело в том, что многие из них, по словам экспертов, обладают весьма посредственными боевыми и эксплуатационными характеристиками, тогда как цена у них на уровне самых что ни на есть совершенных машин XXI века!

Причем сегодня, в принципе, любая страна, имеющая пусть даже и не слишком развитую промышленность, вполне может создавать свои собственные БТР и даже предлагать их на рынок. Мотор купим у одной фирмы, пушку у другой, броневые модули — у третьей, потом все это соединим, проведем эффектную PR-кампанию — вот вам и готовый БТР!

Тут все дело решают испытания и опыт боевого применения. Например, испытанные в Афганистане и Ираке канадские БТР LAV-25 и более тяжелые M1126 "Страйкер", по словам специалистов, продемонстрировали слабую защищенность и отнюдь не самые высокие возможности по поражению противника своим оружием.

В то же время российский проект "Бумеранг" тем и хорош, что такая машина уже сейчас может оснащаться не только современным оружием и приборами наблюдения, но и комплексом активной защиты, аналогичным тем, что применяются сегодня на наших танках, что лишний раз повышает их выживаемость на поле боя.

А вот эти-то системы имеют как раз далеко не все, а покупать у других такие "спецсредства" тоже не всегда получается, ведь чаще всего эта "техника" если и предлагается на рынок, то вместе с машиной! Вот и получается, что за по-настоящему совершенной машиной обращаться следует к "профи", таким как те, что создали машину "Бумеранг"!

Также по теме:

Чем сильны самые сильные армии мира

Над "Арматой" приподняли завесу тайны


Главные тайны танка "Армата"
Комментарии
Комментарии

Президент Украины Порошенко, еле ворочая языком, не устает нахваливать собственные успехи, хотя страна стремительно скатилась в нищету. Европейцы уже требуют реституции западных областей. Почему украинский народ безмолвствует? Об этом Pravda.Ru рассказала полковник милиции в отставке, координатор движения "Союз матерей Украины" Галина Запорожцева.

Народ Украины скоро очнется
Комментарии