Разработки кораблей из бетона и пластика

Что придет на смену новейшему эсминцу?

Всегда было так, что едва только на воду спускают боевой корабль, как военные и инженеры начинают думать, что придет ему на смену. Если они угадают правильно, то и в будущем страна будет надежно защищена. Интересно, какие корабли придут на смену ультрасовременному эсминцу "Зумвалт", который только что спущен на воду и достраивается на плаву?

Считается, что авианосец своих позиций не сдаст ещё очень долго. В подтверждение этого можно привести следующие статистические данные — 70 процентов населения планеты живет в пределах 300 км от береговой черты, около 80 процентов столиц всех стран расположены на удалении не более 500 км от моря, то есть в радиусе действия палубной авиации. Тем не менее, у самолета тоже есть недостатки.

Это сложная и дорогая машина, использующаяся как носитель бомбового и ракетного оружия, — в первую очередь подвергается опасности со стороны ПВО противника и непосредственно над самим объектом и даже над границей. Чтобы доставить к месту назначения несколько тонн боевого груза, требуется пилот, оператор наведения, целая команда авиатехников и прочего персонала. Поэтому в ряде случаев самолет значительно уступает по своим боевым возможностям крылатой ракете морского, берегового, воздушного базирования.

В ВМС США, где обращается самое серьезное внимание на любую военно-морскую деятельность, сегодня полным ходом идут исследования по созданию новых образцов оружия способного применяться как по надводным, так и по наземным целям и это именно крылатые ракеты. Разработка в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века достаточно компактных противокорабельных ракет "Гарпун" и крылатых ракет "Томагавк", позволила достаточно быстро перевооружить ими и надводные корабли, и авиацию и подводные лодки.

Читайте также: Американцы построили эсминец для новой войны

При этом стоит отметить, что для ракеты "Томагавк" первоначально создававшейся для поражения наземных целей с помощью ядерных зарядов, была очень скоро создана обычная боевая часть, способная поражать наземные цели с высокой точностью. Впервые эти ракеты были успешно применены вооруженными силами США и их союзников в ходе операции "Дезерт Сторм" в Кувейте. Удары по наземным целям на его территории наносились как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, зачастую даже не находившихся в акватории, непосредственно прилегавшей к району военных действий.

Именно столь успешное применение КР и привело к проработке концепции корабля-арсенала, автором которой считается адмирал Александр Крекич. Особенностью предлагаемого им корабля является то, что, имея мощное ракетное вооружение, и используя технологии "Стелс", он может скрытно приблизится к вражескому побережью и, в кратчайший срок, выпустив весь свой ракетный боекомплект, нанести массированный удар по центрам управления, системам ПВО, аэродромам, электростанциям и иным важным объектам. Соответственно это позволит сразу парализовать оборонительные центры противника, и системы жизнеобеспечения его населения.

Нет электричества — и в городах выходят из строя все холодильные установки, парализована электронная связь, у людей информационный голод, и они впадают в депрессию. Нет связи — и нет управления, нет власти, и в городах воцаряется право сильного! Взорвана городская ТЭС, и люди замерзают в своих домах уже при 0 градусов. Если на улице минус 25, то это происходит наверняка, причем люди жгут все подряд и заборы и мебель! Конечно, даже в наших современных мегаполисах есть ещё немало домов с печным отоплением, ну и особняков с каминами. Вот только их на всех явно не хватит, даже при условии их массовых реквизиций! Ну, а нет воды — и… города превращаются в гигантские ловушки, "бетонные пещеры".

Кстати, максимально снизить расходы на строительство таких кораблей по сравнению с серийно строящимися эсминцами типа "Эрли Берк", за счет отказа от оснащения их сложной и дорогостоящей системы управления "Иджис". Обнаружение целей и выдача целеуказания на судно-арсенал осуществлялось бы с других кораблей, самолётов ДРЛО и спутников. Кроме того, предполагалось, что с появлением таких кораблей сократится потребность и в авианосцах.

Первоначально финансирование разработки нового ударного корабля проводилось по линии ВМС США и Программы перспективных исследований министерства обороны. Но в начале 1997 года Комитет Национальной безопасности сделал заключение, что проект "Арсенал" и программа SC-21 являются двумя параллельными программами разработки ударного боевого корабля и финансирование сразу двух этих программ невозможно. В итоге приоритет получил проект перспективного эскадренного миноносца УРО DDG-1000 "Зумвалт".

И хотя первый такой корабль уже спущен на воду, а потом планируется построить ещё два таких корабля, дальнейшие перспективы программы на данный момент остаются не ясными в связи с ее высокой стоимостью. Поэтому пока что решено продолжать строительство и серии эсминцев DDG-51, которое ранее планировалось свернуть в 2012 году, а также прибрежных боевых кораблей LCS и подводных лодок типа "Вирджиния".

Проведенная в 2003 году проверка технического состояния ПЛАРБ показала, что срок их службы, вполне возможно продлить с 30 до 45 лет. Первые четыре ПЛАРБ типа "Огайо", выведенные из состава стратегических наступательных сил в 2003 году, уже переоборудованы в носители крылатых ракет. Причем в ударном варианте, в 22-х ракетных шахтах каждой лодки установлены 154 крылатых ракеты "Томагавк" (по семь в каждой), что более чем достаточно для выведения из строя инфраструктуры сразу нескольких крупных городов даже без использования ядерного оружия!

Читайте также: ‪Оставит всех без света крылатая ракета

Две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры, предназначенные для перехода боевых пловцов ССО из отсека ПЛАРК в подводные средства доставки (ПСД) и доковую камеру на палубе. В конце 2007 года на пробное (годичное, со сменой экипажей через три месяца) боевое патрулирование вышла первая из четырех переоборудованных ПЛАРБ — "Огайо" с крылатыми ракетами "Томагавк". Предполагается, что новые субмарины будут находиться в боевом составе ВМС США как минимум до 2027-2028 годов. Причина очевидна: помимо их высокой эффективности крылатые ракеты большой дальности до сих пор не являются предметом переговоров по СНВ, на чем настаивает российская сторона.

Хотя ядерные боезаряды сняты с них и сняты и находятся в хранилищах, они могут быть достаточно быстро установлены на них вновь, достаточно принять соответствующее решение. Ну, главное, то, что они обладают большой скрытностью, что затрудняет их своевременное обнаружение и борьбу с ними, особенно в условиях применения с подводных лодок, когда предугадать заранее и зафиксировать место и время пуска таких ракет очень сложно. Существующие дальность и точность крылатых ракет США, круговое вероятное отклонение которых, кстати, достигает всего 10 м, в ядерном оснащении вполне достаточна и для надежного поражения любых шахтных пусковых установок баллистических ракет шахтного базирования практически на всей территории РФ.

Ну, а перспективные крылатые ракеты должны будут обладать ещё и способностью коррекции целеуказания в полете. Одновременно в США сегодня осуществляется программа создания всепогодной системы космического наблюдения, перед которой ставится цель отслеживать подвижные грунтовые ракетные комплексы типа "Тополь" в реальном масштабе времени. А это опять-таки может представлять для них угрозу даже в неядерном исполнении, поскольку точность их наведения исключительно велика.

Чтобы ещё более снизить стоимость таких кораблей-арсеналов, предлагается строить их корпуса даже из железобетона, то есть просто отливать в форме, после чего устанавливать внутри необходимое оборудование. Главной в данном случае является возможность установить в нем около 1000 (и более!) крылатых ракет. То есть всего один такой корабль сможет одним залпом вывести из строя всю экономику такой страны как Иран, после чего он может использоваться для… утилизации опасных отходов, то есть в качестве гигантской емкости для их захоронения на дне океана или же в качестве мола или волнолома, заполненного щебенкой и камнями.

Впрочем, может быть, что мы вскоре увидим спуск на воду и не только бетонного, но и "пластмассового корабля", прочностью не отличающегося от металлического, но при этом практически совершенно незаметного на экране радара? Ведь на том же эсминце "Зумвалт" традиционными остались лишь винты, хотя корабль и полностью перешел на электродвижение, то есть его привод, как и у субмарин, осуществляется от электромоторов. Однако, на тестируемой уменьшенной модели этого судна "Си Джет" уже опробовались водометы, и вполне может статься так, что у перспективных кораблей даже и винтов не будет!

Вместо них будет использоваться пара водометов, засасывающих воду в носовой части корпуса и выбрасывающих её у кормы. При этом в каналы водометов можно будет отводить выхлопные газы от турбин. То есть дымовые трубы, пусть даже встроенные в надстройку, им уже не понадобятся. А сами газы, смешиваясь с забортной водой и отдавая ей свое тепло, станут меньше демаскировать корабль. Полный переход на электродвижение и водометные движители, понизят и шумность корабля, не говоря уже о том, что повредить свои винты о камни при такой конструкции он не сможет в принципе!

Пока что артиллерийские башни на носовой палубе "Зумволта" ещё можно увидеть, однако что мешает прикрыть её целиком раздвигающимися створками, что ещё больше снизит заметность нового корабля? А под них стряпать не традиционные пушки, а перспективный рельсотрон, способный посылать снаряды на сотни километров с гиперзвуковой скоростью.

Такое оружие кораблям XXI века очень нужно: отпадает необходимость в снарядах наполненных взрывчаткой и гильзах с порохом, которые всегда были опасны воспламенением и взрывом, и привели к гибели немало кораблей. Ударная сила "болванки" рельсотрона так велика, что превращает её в высокотемпературную плазму, действующую лучше любого взрывчатого вещества!

Таким образом перспективные корабли недалекого будущего вполне могут стать ещё более "пустыми" нежели "Зумвалт", полностью лишатся всех выступающих деталей на корпусе и днище, а огонь по противнику станут вести, как и в ХIX веке, через открывающиеся и закрывающие порты, а над носовой палубой иметь карапасную раскрывающуюся "крышу".

Читайте также: ‪Оружие будущего — рельсотроны

Будет ли все именно так, вне всякого сомнения, покажет время. Но очевидно, что гонка вооружений и сегодня никуда не исчезла, а продолжается, даже и после спуска на воду эсминца "Зумвалт"!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы взрыв
Обсудить