Полет виртуальный - тренировка реальная

Несмотря на то, что использование виртуальных тренажеров давно стало обычной составляющей процесса обучения специалистов, многие до сих пор сомневаются в эффективности этого способа. Оправданы ли такие сомнения? Чтобы выяснить это, корреспонденты "Правды.Ру" побывали в  авиационном центре ФБУ "Авиалесоохрана", где идут занятия на подобном тренажере.

Следует заметить, что в последние несколько лет виртуальная реальность давно уже стала элементом нашего обычного физического мира — нас уже совершенно не удивляют QR-коды на улицах и "умные газеты", на страницах которых можно не только текст прочитать, но и телепередачу посмотреть. Да и виртуальные тренажеры самых разных типов становятся уже незаменимым элементом обучения специалистов различных профилей. Особенно охотно к ним обращаются тогда, когда нужно отработать ситуацию, которая в реальном мире возникает достаточно редко или связана с повышенной опасностью.

Читайте также:Вышла газета с живым текстом

Именно для подобных "экстремальных" тренировок, а если точнее, подготовки летчиков-наблюдателей (летнабов), в чьи задачи входит обнаружение пожара в начальной стадии возгорания, оперативная оценка ситуации и взаимодействие с парашютной группой, которая занимается тушением данного пожара (по заказу ФБУ "Авиалесоохрана" специалистами из ЗАО ЦНТУ "Динамика"), был создан виртуальный тренажер вертолета МИ-8 МТВ с уникальной системой визуализации. На нем воздушные защитники наших лесов обучаются действовать в не совсем обычных условиях и возникающих нестандартных ситуациях.

Как сказал корреспонденту "Правды.Ру" старший инструктор авиационного центра ФБУ "Авиалесоохрана" Олег Николаевич Антонов сразу после нашего первого "полета" на тренажере: "Многие почему-то думают, что здесь учат пилотировать вертолет. На самом деле это не так — у нас занимаются те, кто не только уже умеет это делать, но и является специалистом высшего класса в данной области. Назначение тренажера совсем другое — он предназначен для совершенствования, для тренировок летчиков-наблюдателей в условиях, имитирующих реальный лесной пожар. Сами понимаете, это подразумевает то, что вертолет пилотировать они уже умеют.

Чем же занимаются летнабы на нашем тренажере? Ну, во-первых, они отрабатывают действия экипажа в аварийной ситуации. Совершенно очевидно, что таких тренировок на реальной машине нет и быть не может — слишком большая опасность для жизни людей. А здесь они могут хоть сто раз воспроизвести аварийную посадку или ситуацию, при которой трос, на котором висит водосливное устройство намотался на винт. В реальной жизни подобное чаще всего кончается плачевно, а на тренажере если кто-то не справился с заданием, то просто остановится программа визуализации и все при этом живы останутся. Да и не только живы — поймут, что правильно делали, а что нет.

Другое направление тренировок — это обучение летчиков-наблюдателей и других членов экипажа выполнять свои задачи при полетах в сложных метеорологических условиях. Вообще, по нынешним нормативам все экипажи воздушных судов обязаны тренироваться на таких тренажерах, и мы не являемся исключением. Возможности же тренажера столь велики, что мы можем смоделировать на нем любую ситуацию — и низкую облачность с видимостью не более 400 метров, и снег, и сильный ветер. Более того, мы можем подобрать для отработки любой регион России — если кому-то, например, нужно отработать ночную посадку на черноморском побережье Кавказа, он сможет у нас это сделать.

Хотя внешне тренажер представляет собой кабину вертолета МИ-8 МТВ с небольшой частью салона, его возможности действительно весьма и весьма велики — в чем лично убедился автор этих строк, когда поднялся на борт во время тренировочного "полета". Перед глазами пилота и сидящего рядом с ним летчика-наблюдателя на широкой панели раскинулся пейзаж Владимирской области — совершенно правдоподобный и практически не отличимый от реального вида из кабины настоящего вертолета. Когда начался взлет, картинка изменилась — стало видно, что мы поднимаемся над лесом, в иллюминаторах даже была видна тень от вертящихся лопастей. Тут же началось ощущение вибрации и качки в салоне — все, как и при настоящем полете (которых в моей жизни было немало).

Читайте также:Мы будем общаться, как герои "Звездных войн"

Более того, вертолет постоянно менял курс и высоту, опускался к речке для того, чтобы наполнить водосливное устройство (на самом деле к низу тренажера ничего не прицепляли, но было совершенно реалистичное ощущение того, что под вертолетом висит немалый груз, тормозящий его движение), подлетал к пожару, выглядевшему на панели совершенно натуралистично, выливал на него воду — то есть мы действительно принимали участие в тушении пожара.Нанекоторое время я даже забыл о том, что все это происходит в помещении — создавалось ощущение того, что за бортом свистит ветер и я даже чувствовал его дыхание, выглядывая в боковой люк.

Кстати, около этого люка постоянно был еще один член экипажа — бортовой механик, который, надев специальные очки дополненной реальности, следил за "подвешенным" к вертолету ВСУ (которого там, как я уже говорил, не было). Когда он предложил мне надеть эти очки, то я тоже увидел внизу вместо пола тренажерного зала владимирские леса, поля и реки, а также сильно раскачивающееся водосливное устройство. Обратив же свой взгляд внутрь салона, я заметил, что в полу имеется еще один открытый люк с крепежным устройством для ВСУ, через который наблюдать за ним было куда удобнее (в реальности этот люк был, но никакого крепежного устройства и тем более уходящего вниз троса, конечно же, не было).

Под конец Олег Николаевич, усадив меня в кресло второго пилота, которое при тушении пожара и занимает летчик-наблюдатель, продемонстрировал мне одну из самых сложных ситуаций в практике любого пилота — аварийную посадку при отказавшем двигателе (это еще называется "посадка при автоматической ротации"). Увидев, с какой скоростью приближалась к нам навстречу земля, я на несколько секунд похолодел от ужаса — и это при том, что хорошо знал, что все это не взаправду. Однако реалистичность ощущений была такова, что в тот момент я все-таки поверил в то, что нахожусь на борту неисправного вертолета, а не в тихом уютном тренажерном зале учебного центра "Авиалесоохраны", что находится в городе Пушкино Московской области.

Каким же образом создается такая полноценная имитация реальности? Конечно же, ее формируют компьютеры, снабженные специальным ПО — они находятся рядом с тренажером. Сидящие за ними операторы и формируют все по просьбе пилотов — от ландшафта до метеорологических условий. О том же, как именно это происходит, нам поведал инженер учебного центра  Артур Айратович Сабиров:

"Уникальное программное обеспечение, используемое на данном тренажере, было разработано ЗАО ЦНТУ "Динамика". Оно написано на языке Си++.Именно это ПО и создает те самые образы, которые после шесть профессиональных проекторов подают на панель перед вертолетом. Эти проектора и обеспечивают ту самую высокую четкость и качество изображения, которые заставляют поверить в то, что мы смотрим на реальный ландшафт.

Но вы, наверное, обратили внимание на то, что во время полета сам корпус тренажера неподвижен. Откуда же берется ощущение вибрации и движения вертолета? Это происходит потому, что резкая смена скорости и направления воспроизведения картинок воздействует на вестибулярный аппарат человека. То есть вся эта качка, повороты машины на самом деле происходит в воображении пилота из-за того самого воздействия визуального ряда на его органы равновесия.

С очками же бортинженера есть своя хитрость — на их гарнитуре установлены ультразвуковые датчики (они же есть и внутри фюзеляжа). При помощи этой ультразвуковой связи определяется местоположение головы инженера и после этого на приемное устройство очков транслируется с компьютера визуализации того, что он при таком положении должен видеть. Есть еще и специальная инерциальная система, которая отслеживает положение головы тогда, когда датчики попадают в мертвую зону.

Формирует же картинку особая программа, которая разработана по договору с тем же ЗАО ЦНТУ "Динамика" (им еще помогали несколько фирм, например, "Константа"). Еще раз повторю то, что она является уникальной — без всякого преувеличения скажу, что во всем мире нет аналогов этому. Я имею в виду не качество картинки и скорость ее воспроизведения — тут есть тренажеры, которые обгоняют нас по этим параметрам, а, если можно так сказать, содержание всей программы. Только на нашем тренажере воспроизводится сверхточная и совершенно реалистичная модель лесного пожара".

Читайте также:Весенние травяные палы сжигают Россию

Как видите, "ларчик" тренажера открывается достаточно просто. Однако не следует думать, что также просто водить этот виртуальный вертолет даже при ясном небе и отсутствии ветра. Олег Николаевич заметил, что даже самые опытные летнабы после выполнения некоторых заданий тренажера выходят из кабины все мокрые от пота и уставшие вусмерть. Однако такое напряжение оправдывает себя — ведь тот, кто хорошо отработал экстремальные ситуации на тренажере, в реальности также сможет справится с ними и спасти при этом жизни сотен людей. Ну а что в учении тяжело — так это не беда, зато в бою, как говорил Александр Васильевич Суворов, легко будет…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *