"Эвклидова" астрономия

Темная материя и инопланетяне - две совершенно разные астрономические темы, не имеющие практически никаких точек соприкосновения. Но именно в этих направлениях одновременно будет проводить исследования космоса новый орбитальный телескоп Европейского космического агентства "Эвклид". Ученые уверены, что этот прибор "два в одном" не подведет. Предполагается, что за первые три месяца работы он сможет осмотреть 200 миллионов звезд.

В "Эвклиде" использована технология микролинз, которые способны регистрировать любые искажения лучей света, проходивших через массивы плотной материи.

Полученные таким образом данные позволят ученым обнаружить точки Вселенной, где свет изменяет свою траекторию под воздействием неких внешних сил. Именно такие места должны соответствовать скоплениям темной материи, которая не может быть зафиксирована обычными приборами и выявляется только благодаря своему воздействию на другие объекты.

Аналогичная методика может быть применена при поиске экзопланет, которые своим плотным телом частично перекрывают свет своих звезд и вносят в него искажения.

Другие факторы искажения света - такие как изменение длины его волны - могут рассказать ученым о составе планеты, ее атмосфере и расстоянии, разделяющем ее со светилом. Эти данные позволят строить предположения о наличии внеземной жизни.

Кроме того, обнаружив в сканируемом пространстве признаки экзопланеты при помощи микролинз, "Эвклид" сможет фокусировать на нем свой основной телескоп, а также передавать координаты наблюдения наземным астрономическим станциям.

Особенностью нового орбитального телескопа будет возможность охватывать огромные панорамы космического пространства, а также быстро обрабатывать полученные результаты за счет предустановленных алгоритмов.

Расчеты показывают, что за первые три месяца работы "Эвклид" сможет осмотреть около 200 миллионов звезд, что позволит найти не менее десяти планет, по большинству характеристик похожих на Землю.

Для примера за последние десять лет наземные обсерватории смогли обнаружить только 9 экзопланет, но достоверность этих открытий еще следует проверить. Среди реальных кандидатов рассматривается лишь 6-7 объектов, но отсутствие уверенности воздерживает астрономов от огласки результатов.

Еще одним преимуществом проекта "Эвклид" является солидная экономия финансов.

"Во времена, когда на глобальные исследования выделяется меньше средств, очень важно разрабатывать проекты с низкими рисками, приносящие крупные научные результаты", - говорит участник создания "Эвклида" профессор Парижского института астрофизики Жан-Филипп Буле.

Сейчас Европейское космическое агентство рассматривает проект "Эвклид" и еще 5 аналогичных по масштабу предприятий на предмет их практичности и экономической эффективности.

Бюджет этой организации ограничен, поэтому правлению агентства предстоит отобрать лишь два самых интересных начинания, которые и будут реализованы.

Вместе с тем, орбитальный телескоп "Эвклид" уже заслужил поддержку многих ученых Старого Света. Они уверены, что по мере достижения предела мощности традиционных средств наблюдения, технология микролинз вдохнет в астрономию новую жизнь и позволит человечеству заглянуть еще дальше во Вселенную.