Солнце способно очищать космос

Солнце выметет космический мусор

Хотя без Солнца жизнь на Земле была бы невозможной, оно доставляет ее обитателям достаточно хлопот, особенно в период своей активности: например, негативно влияет на самочувствие людей и электронные технологии, портит искусственные спутники… Но, оказывается, Солнце способно помочь нам решить проблему "уборки" космического мусора.

Под солнечной активностью подразумевают появление на Солнце пятен. Причиной этого являются магнитные возмущения, препятствующие свободной конвекции плазмы и, как следствие, ее теплообмену. Количество и размеры пятен свидетельствуют о магнитной активности светила.

Срок существования одного такого пятна может достигать нескольких месяцев. Количество пятен сначала растет, потом падает до минимума. Такой цикл обычно длится около одиннадцати лет. При этом, чем больше пятен, тем чаще происходят корональные выбросы солнечной массы.

Кроме того, пятна на Солнце порождают пресловутые солнечные вспышки, в ходе которых наше светило за считанные минуты выбрасывает колоссальные объемы энергии. Интенсивные потоки излучения и заряженных частиц, выброшенных в открытый космос, доходят и до Земли, вызывая полярные сияния. Они также приводят к сбоям в работе электроприборов и чувствительной электроники, в том числе и орбитальных спутников, и влияют на самочувствие живых существ.

Читайте также: Солнце скоро зажжет по максимуму!

Ближайший максимум солнечной активности ожидается в конце 2013-го — начале 2014 года. После этого активность пойдет на спад, и к 2020 году она должна достичь своего минимума.

Нынешний солнечный цикл является самым медленным за всю историю космических наблюдений. Это позволило исследователям предположить, что следующий период максимума может отличаться относительно небольшим количеством пятен.

Как утверждают эксперты, под влиянием интенсивного солнечного излучения самые сложные космические технологии могут стать бесполезными. Кроме того, в результате нагревания и расширения верхних слоев атмосферы на пике солнечной активности увеличивается сила трения, движение спутников замедляется, и, в конце концов, они могут упасть на Землю.

Сейчас, в связи с тем, что солнечный цикл движется к своему максимуму, вспышки на Солнце и корональные выбросы массы происходят с более высокой частотой. От этого внешние слои земной атмосферы приходят в возбуждение, что заставляет оболочку планеты расширяться. В итоге поднятие газов замедляет скорость вращения космического мусора, он попадает в более протяженные слои атмосферы и в конце концов полностью или частично сгорает.

Проблема космического мусора, летающего в околоземном пространстве, стоит достаточно остро. Сейчас под ним подразумеваются в основном обломки и фрагменты различных космических аппаратов, которые уже не могут служить каким-либо полезным целям, но зато могут повреждать функционирующие аппараты, а в некоторых случаях угрожать ядерным или токсическим заражением при их падении на Землю.

По данным на октябрь 2009 года, опубликованным Управлением ООН по вопросам космического пространства, вокруг нашей планеты вращается около 300 тысяч таких объектов. Что же касается общего числа техногенных орбитальных объектов, то совокупная масса их составляет до 5000 тонн, и из них только порядка десяти процентов (около 8600 объектов) отслеживаются наземными радиолокационными и оптическими средствами.

При этом лишь около 6 процентов отслеживаемых объектов являются действующими, остальные уже не функционируют или являются отработанными элементами ракет и прочих аппаратов. Так как большинство этих объектов находится на орбитах с высоким наклонением, плоскости которых пересекаются между собой, то благодаря огромному запасу кинетической энергии столкновение любого из них с действующим космическим аппаратом может вывести его из строя.

На сегодняшний день эффективных мер защиты от космического мусора размером более одного сантиметра в поперечнике практически не существует. "Антимусорная" международная космическая программа сводится в основном к профилактическому мониторингу обломков аппаратуры в пределах околоземного пространства.

Между тем, по словам специалистов НАСА, уже к прошедшему 2011 году мусора на орбите значительно поубавилось. К примеру, лишь шесть процентов из 3218 каталогизированных фрагментов спутника "Фэнъюнь-1С", взорванного китайцами в январе 2007 года, оказались в атмосфере.