Экзопланета в созвездии Дракона была открыта американскими астрономами в 2006 году

Найдена самая черная планета

Экзопланета в созвездии Дракона, получившая название TrES-2b (Trans-Atlantic Exoplanet Survey), была открыта американскими астрономами еще в 2006 году. А недавно ученым впервые удалось подробно исследовать это небесное тело. Оказалось, что оно обладает довольно странными свойствами, в частности, почти не отражает падающего на него света.

TrES-2b расположена в 750 световых годах от Земли. Она вращается вокруг звезды солнечного типа GSC 03549-02811 в районе северного полярного созвездия Дракона и по размерам близка к нашему Юпитеру. Планета была обнаружена орбитальным телескопом НАСА "Kepler", зафиксировавшим изменение светимости звезды в моменты прохождения TrES-2b между нею и Землей.

Объект отнесли к классу экзопланет, то есть планет, расположенных у звезд, похожих на Солнце, где теоретически могут существовать благоприятные условия для зарождения жизни. Однако, в отличие от сотен других экзопланет, TrES-2b обладает одной любопытной характеристикой: она отражает менее 1 процента падающего на нее света. И не просто отражает, а поглощает его! По словам исследователей, это самая темная из всех до сих пор открытых планет и их спутников.

Читайте также: Найдена планета, покрытая алмазами

"Даже странно, насколько непохожа эта планета на все, что имеется в нашей Солнечной системе, — комментирует один из авторов исследования, Дэвид Киппинг из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. — Она чернее, чем самый черный уголь, чем черная акриловая краска… Удивительно, как столь крупная планета способна поглощать излучение. Это, безусловно, совершенно чуждый нам мир".

Если взять тот же Юпитер, то облака его атмосферы отражают больше трети падающего на планету света, придавая ее поверхности бело-желто-красную окраску. Но на TrES-2b, хотя она, как и Юпитер, относится к газовым гигантам, такой плотной облачности, по-видимому, нет. При этом атмосфера планеты очень горяча из-за близости к материнской звезде — всего каких-нибудь 5 миллионов километров (это примерно в 30 раз меньше, чем от Земли до Солнца). Ее температура может достигать более 1000 градусов по Цельсию. Поэтому абсолютно черной назвать планету, конечно, нельзя: из-за нагрева она испускает слабое, но ровное багровое свечение, подобно раскаленной спирали электроплитки…

Как предполагают ученые, TrES-2b всегда повернута к своему светилу только одной стороной, как и Луна по отношению к Земле. Разумеется, о наличии на этой планете форм жизни, хоть сколько-нибудь похожих на нашу, и говорить не приходится, ведь у нее даже нет твердой поверхности!

Сейчас исследователи пытаются разгадать загадку "черной планеты". В частности, ответить на вопрос, отчего она почти не отражает света. Предположительно это связано с химическим составом атмосферы TrES-2b. Поскольку из-за очень высокой температуры на планете не могут существовать аммиак и метан, рассуждают астрофизики, ее атмосфера может содержать пары натрия, калия или оксида титана, активно поглощающих излучение. Однако их наличие все же не объясняет почти 100-процентной поглощающей способности. Ведь имеется немало планет с аналогичным составом атмосферы, и тем не менее, на них не наблюдается подобного "эффекта черноты".

Возможно, дело еще в каких-то неизвестных химических процессах и соединениях, считают ученые. "Непонятно, что делает планету такой темной, — говорит Дэвид Киппинг. — Возможно, мы получили шанс обнаружить соединение, о котором до сих пор еще ничего не знаем".

Впрочем, вряд ли TrES-2b уникальна. Просто похожие объекты астрономам пока не попадались. Киппинг и его коллеги предполагают, что такие планеты могут находиться и у других звезд, но их достаточно сложно обнаружить при помощи телескопов: так, шансы зафиксировать изменения в светимости звезды в данном случае составляли 6 к одному миллиону. Ученым просто повезло… Но технологии не стоят на месте, и можно с большой долей уверенности говорить о том, что в недалеком будущем откроют и другие "темные миры".