Новый сателлит Плутона для начала назвали Р5

Плутон обзавелся пятым спутником

Изучение снимков, сделанных при помощи космического телескопа "Хаббл" в конце июня — начале июля текущего года, показало, что у Плутона, помимо уже обнаруженных четырех спутников, имеется еще один. Правда, пока ему, как и четвертому по счету спутнику, присвоили лишь индекс — Р5, или S/2012 (134340). Харону, Гидре и Никте с именами повезло больше.

Плутон был открыт в январе 1930 года лаборантом астрономической обсерватории во Флагстаффе Клайдом Уильямом Томбо. Еще в 1905 году американский астроном Персиваль Лоуэлл выдвинул гипотезу о существовании за Нептуном еще одной планеты. Название Плутон было предложено 11-летней школьницей, дочкой профессора астрономии из Оксфорда. Согласно греческой мифологии, бог подземного царства Плутон приходился сыном богу Сатурну и внуком Урану и Гее (Земле), братом Нептуну и Юпитеру, а также дядей Марсу, Венере и Меркурию (хотя, предлагая название для новой планеты, вышеупомянутая школьница имела в виду вовсе не это божество, а кличку собаки своего дяди, которую звали Плуто — Pluto).

Читайте также: Загадочный Плутон празднует день рождения

Одной из загадок Плутона является вытянутая форма его орбиты. Кроме того, ученых озадачивает, что его масса меньше, чем даже у Луны, а период вращения вокруг собственной оси, напротив, слишком долгий. Возникла даже гипотеза, что Плутон когда-то был спутником соседней планеты Нептун или является астероидом. Но позднее были найдены три его собственных спутника. Несмотря на это, в 2006 году Плутон был "разжалован" Международным астрономическим союзом из полноценных планет в карликовые, а в 2008 году и вовсе — в "плутоиды". Так было решено называть небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца по орбите, радиус которой больше радиуса орбиты Нептуна, а масса достаточна, чтобы гравитация придавала им почти сферическую форму, и вокруг которых обращается множество мелких объектов.

Предположительный возраст сателлитов Плутона насчитывает несколько миллиардов лет. По мнению ученых, они могли сформироваться в результате столкновения этой карликовой планеты с неким крупным объектом, возможно, прибывшим из пояса Койпера, расположенного на дальней окраине Солнечной системы.

Первый из спутников и самый массивный из них, Харон (1,043 километра в диаметре), был открыт еще в 1978 году сотрудниками Военно-морской обсерватории США. В 2006 году телескоп "Хаббл" открыл сразу две луны Плутона — Никту и Гидру (от 32 до 113 километров в диаметре). Итак, все три спутника получили названия в честь мрачных божеств греческой мифологии. Четвертый, обнаруженный в 2011 году, пока остался безымянным — пока что он известен под индексом Р4, а его диаметр составляет от 13 до 34 километров.

О находке пятого спутника сообщил Алан Стерн из Юго-Западного исследовательского института (США), возглавляющий программу "Новые горизонты". Судя по фотографиям, сделанным "Хабблом", пятый сателлит имеет неправильную форму. Его диаметр в поперечнике составляет от 9,6 до 24,1 километра, среднее расстояние до Плутона — 47 тысяч километров, а диаметр орбиты — 93,3 тысячи километров.

Любопытно, что орбиты всех пяти обнаруженных на сегодняшний день спутников Плутона лежат в одной плоскости — они как бы вложены друг в друга наподобие матрешки. Еще одно обстоятельство, которое удивляет исследователей — это то, каким образом карликовая планета способна удерживать возле себя систему из стольких спутников. Ладно бы один-два, но целых пять!

Более подробное исследование системы Плутона эксперты НАСА планируют провести в 2015 году. К этому сроку туда должен прибыть дальний космический зонд New Horizons, запущенный еще в 2006 году. Правда, если учесть, что аппарат будет перемещаться со скоростью около 50 тысяч километров в час, то от столкновения даже с небольшим телом его буквально разнесет в пыль. А вероятность встречи, например, с обломком астероида, в окрестностях Плутона достаточно велика.

"Наличие такого количества маленьких спутников косвенно указывает на то, что там должно быть много мелких частиц, нам невидимых, — считает один из участников проекта по изучению Плутона и его окружения, Гарольд Уивер из Университета Джонса Хопкинса (США). — Поэтому первым делом предстоит решить данную проблему, иначе вся дорогостоящая миссия пойдет насмарку".