Нашу космонавтику поддержит андроид

Специалисты из Федерального космического агентства приступили к испытаниям первого робота российского производства, предназначенного для работы в открытом космосе, в том числе и на других планетах. О подробностях проекта под названием SAR-400 рассказал заместитель начальника научного управления ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю. А.Гагарина" Олег Гордиенко.

"Испытания робота проходят в нашем центре подготовки космонавтов, — прокомментировал он. — Основная его задача — проводить определенного вида работы как на МКС, так и за ее пределами".

SAR-400 представляет собой антропоморфную робототехническую систему, разработанную НПО "Андроидная техника" по заказу Роскосмоса. Тестирование робота осуществляет ФГУП ЦНИИмаш, головное учреждение ФКА России. Планируется, что робот-андроид будет переправлен на МКС в течение двух лет.

Читайте также: "Робонавт-2" готов к полету в космос

Как поведал Олег Гордиенко, робота предполагается задействовать в несложных, но небезопасных для человека операциях, например, он станет осуществлять внешний осмотр космических аппаратов на предмет поиска повреждений и неисправностей и устранять их. Вес устройства составляет 144 килограмма, оно может оперировать объектами массой до 10 килограммов. SAR-400 способен полностью копировать движения оператора и автономно выполнять ряд мелких механических действий, таких, как закручивание шурупов или обследование обшивки на предмет трещин. Он даже может развлекать космонавтов, играя с ними в шахматы.

"Принципиальное свойство этого робота — чтобы им управлять, не нужно моделировать движение других механизмов, — говорит космонавт Сергей Авдеев. — Это действует так же, как и человек в тех же условиях. То есть не нужно просчитывать движения — можно просто делать то, что делаешь обычно".

При создании новинки использован ряд технологий еще советского периода. В частности, при разработке манипуляторов для андроида учитывалась специфика конструкции советского космического корабля "Буран", а также космической станции "Мир".

По словам начальника пилотируемых программ ЦНИИМаш Роскосмоса Олега Сапрыкина, на МКС уже ранее использовались роботизированные устройства, но только для осуществления стандартных операций, связанных с перемещением различных грузов и предметов.

Сейчас на Международной космической станции уже функционирует робот американского производства Robonaut-2. Но он почти не используется, так как в ходе работы в открытом космосе были обнаружены неполадки в системе управления этим устройством. Новое же чудо российской космической робототехники предполагается использовать для предстоящих миссий к Луне и Марсу. "В планах ученых — внедрить роботов в пилотируемую космонавтику, — говорит Гордиенко. — Это перспективное направление на ближайшие годы".

В свою очередь, Андрей Носов, возглавляющий Московское отделение НПО "Андроидная техника", отмечает, что от аналогичных западных разработок новый робот выгодно отличается тем, что он способен передавать оператору не только визуальную и звуковую информацию, но и тактильные ощущения.

"Там используется специальная технология, которая передает давление от поверхности на перчатки манипулятора, — пояснил он. — Оператор с помощью робота может буквально пощупать поверхность". По мнению Носова, это может принести значительную пользу при изучении других планет: оператор сможет управлять роботом при помощи специального жилета и кистевого манипулятора, а робот будет передавать информацию посредством специальных приспособлений — камер, микрофонов и сенсоров. При работе робота на отдаленных участках, где возможны перебои со связью, предполагается использование микропрограмм по супервизор-технологии, с применением элементов искусственного интеллекта, когда андроид сам решает, как лучше выполнить поставленную перед ним задачу. К тому же, для него будут предусмотрены автоматические программы работы в разных режимах.

Над аналогичными устройствами работают и специалисты других стран. Например, немецкие ученые разрабатывают космического робота Justin, а японские планируют отправить на МКС робота Asimo, предназначенного для общения с космонавтами и способствующего психологической разгрузке экипажа.

Создание антропоморфных (то есть человекоподобных роботов) российские космические специалисты считают очень перспективным направлением. Сейчас обсуждается создание различных вариаций таких устройств: например, с двумя конечностями (по типу уже имеющейся модели АР-600) и с одной конечностью, наподобие змеи. Модель "робота-змеи" более адаптирована к работе в условиях невесомости.