Эпоха шаттлов подходит к концу

В прошедшее воскресенье экипаж знаменитого американского шаттла попрощался с космонавтами Международной космической станции (МКС). А уже в понедельник 30 мая шаттл "Индевор" отчалил от МКС, чтобы уйти на "вечный покой". Что поделать, эпоха шаттлов заканчивается — последний старт корабля подобного типа состоится 8 июля нынешнего года.

Приземление шаттла в космическом центре им. Кеннеди во Флориде произошло 1 июня. Перед "отчаливанием" от МКС Командир шаттла, американский космонавт Марк Келли сказал: "Я только хочу сообщить, что экипаж миссии STS-134 успешно справился со своим заданием. Мы намерены отправиться домой и оставить ребят на МКС в покое и мире".

Тогда Рон Гаран, космонавт Экспедиции 28, оставшийся на МКС, ответил "индеворовцам": "Спасибо вам, друзья. Нам было очень приятно побывать и поработать с вами". Командир Экспедиции 28, Андрей Борисенко, также попрощался с астронавтами шаттла "Индевор" и пожелал им доброго пути: "Спасибо вам, ребята, и мягкой посадки".

Нынешняя миссия космического челнока "Индевор", которая стартовала 16 мая этого года, стала последней, 25-й, в истории шаттла. Несмотря на то что запуск изначально был запланирован еще на конец апреля, его пришлось отложить по причине технических неисправностей: инженеры зафиксировали неполадки в одном из энергоносителей корабля.

В НАСА "Индевор" имеет обозначение OV-105 (Orbiter Vehicle — 105). После последнего приземления в космическом центре имени Кеннеди во Флориде челнок, отслуживший примерно 20 лет, будет списан и выставлен в Калифорнийском научном центре в городе Лос-Анджелесе (США). Полностью программа запуска шаттлов будет окончательно свернута летом текущего года — последним на орбите должен побывать корабль "Атлантис".

Нынешняя команда шаттла "Индевор" — это командир экипажа шаттла Марк Келли, пилот Грегори Джонсон, а также четыре специалиста — Эндрю Фьюстел, Майкл Финк, Грегори Шамитофф и итальянский астронавт Роберто Виттори. За время пребывания на орбите астронавты шаттла успели пообщаться с Папой Римским Бенедиктом XVI.

Читайте также: Шаттлы своё отлетали?

За период пребывания шаттла "Индевор" на МКС американские астронавты выполнили четыре выхода в открытый космос. Последний из четырех выходов оказался знаменателен тем, что он был юбилейным — таким образом была пройдена первая тысяча часов работы в открытом космосе в рамках работы по строительству и использованию Международной космической станции.

Для справки, в России выходом в открытый космос считают время с открытия и до закрытия входных люков МКС. Американские специалисты полагают по-другому: выход в космос у них начинается с переключения скафандра астронавта на независимое питание.

Астронавты "последнего" шаттла "Индевор" доставили и установили на МКС новый магнитный альфа-спектрометр (Alpha Magnetic Spectrometer) — специальный прибор, который предназначен для изучения состава космических лучей, поиска темной материи, странной материи и антиматерии. Основная задача МАСа — это проверка фундаментальных гипотез строения материи и происхождения нашей Вселенной. Свои первые научные данные магнитный альфа-спектрометр уже передал.

Помимо того, корабль успел доставить на космическую станцию транспортную платформу ELC-3, на которой был установлен комплект экспериментальных материалов 8, морозильная камера GLACIER freezer, допоборудование для робота "Декстер", 2 антенны S-диапазона, баллон, заполненный газом высокого давления, запасной бак с аммиаком, а также специальное тестовое оборудованиедля нужд системы стыковки "Орион".

Во время одного из четырех произведенных выходов в открытый космос космонавты закрепили стрелу-манипулятор OBSS на ферме S1 Международной космической станции. Тем самым американская сторона завершила свою часть строительства Международной станции. OBSS будет оставлена на борту МКС, по причине чего астронавты закрепили ее на ферме космической станции. К сведению, на OBSS крепится видеокамера, позволяющая осмотреть те места шаттла, которые невооруженным глазом не видны.

Как было сказано выше, последний в истории запуск шаттла запланирован на 8 июля 2011 года. Официальная дата запуска корабля "Атлантис" будет объявлена на заседании руководства миссии, назначенное на конец июня. "Ушедшие на пенсию" космические корабли, в том числе "Дискавери", уже выполнивший свой последний полет, будут переданы в музеи Соединенных Штатов. После завершения полетов шаттлов к МКС пока будут летать лишь корабли "Союз" российского производства.

Главная причина прекращения программы полетов шаттлов — это выработка ресурса кораблей и громадные финансовые затраты на обслуживание космических челноков. Руководитель NASA Чарльз Больден объявил о местах, где четыре космических челнока останутся навсегда после завершения полетов американских кораблей многоразового использования. По его словам, не летавший шаттл "Энтерпрайз", который в данный момент стоит в музее Смитсоновского института около вашингтонского аэропорта Даллеса, в будущем будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в городе Нью-Йорке.

Его место в Смитсоновском институте в свою очередь займет шаттл "Дискавери". Шаттл "Индевор" после возвращения на Землю встанет на покой в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. Последний шаттл — "Атлантис" — скореевсего, попадет в космический центр имени Кеннеди во Флориде. НАСА также предлагает школам и университетам США получить для своих коллекций предметы, которые связаны с историей шаттлов.

В 1987 году было принято решение о создании "Индевора" (англ. Endeavour — "стремление"). Вместо трагически погибшего шаттла "Челленджер" планировалось достроить до пригодности к космическим полётам экспериментальный шаттл "Энтерпрайз", однако из соображений дешевизны в начале 1987 года американцы приняли решение о сборке нового шаттла.

В мае 1991 года "Индевор" был передан в эксплуатацию NASA. Корабль получил свое название по имени одного из судов легендарного моряка Джеймса Кука. Его одноименное судно использовалось при астрономических наблюдениях, которые позволили точно установить расстояние от нашей планеты до Солнца, а также принимало участие в экспедициях по изучению Новой Зеландии.

Свой первый полёт "Индевор" произвел 7 мая 1992 года. В 1993 году на нем была совершена первая экспедиция по обслуживанию космического телескопа "Хаббл". В конце 1998 года "Индевор" доставил на орбиту первый американский модуль Unity для Международной космической станции.