Взрыв звезды перевернул законы астрофизики

Необычный по галактическим меркам феномен был зафиксирован телескопом Хаббла. Массивная молодая звезда, практически моментально исчезнувшая с ночного неба, разрушает классические представления о жизненных циклах небесных тел. Ведь по всем прогнозам она должна была взорваться не ранее, чем через миллион лет.

Каждый год на небе загораются и гаснут сотни звезд. Но для того, чтобы обнаружить сверхновую, астрономам требуется несколько лет. Только сравнивая фотографии одного и того же участка Галактики за длительный период времени, можно подметить: какие объекты в нем появились, а какие - исчезли.

Поэтому исчезновение крупной звезды в галактике N GC 266, произошедшее еще в 2005 году, было обнаружено только сейчас. Небесное тело, вес которого в 50 раз превышает массу Солнца, светилось в синем диапазоне и было окружено двумя облаками звездного газа, образовавшимися в результате серии взрывов внутри самой звезды. Классическим примером такого строения звезды является самый яркий объект в нашей Галактике – Эта Киля.

В классификации звездных типов «синие» светила рассматриваются как молодые, а потому стабильные. Сама вероятность взрыва подобного объекта никак не предусмотрена в рамках современных представлений о Вселенной. Первоначально звезда должна выработать содержащиеся в ней запасы водорода и потерять при этом большую часть массы, уменьшаясь в размере.

Однако «звезда взорвалась в тот момент, когда в ее составе еще присутствовало огромное количество водорода», - говорит астроном Дуглас Леонард из Унивеситета Сан Диего. По оценке ученого взрыв произошел примерно на миллион лет раньше срока. Назвать промежуток времени более точно очень сложно, поскольку срок жизни светила зависит от его массы, спектра свечения и многих других косвенных параметров.

Единственное известное науке объяснение, почему звезда взорвалась без каких-либо внешних признаков старения, - утяжеление. Эта гипотеза предполагает, что самым тяжелым веществом, которое может образоваться в ядре звезды, являются атомы железа. При этом в термоядерную реакцию вовлечены те атомы, что находятся ближе к центру ядра, а внешняя поверхность остается неизменной.

Процесс протекает в геометрической прогрессии – чем дольше идет синтез, тем выше давление в ядре, которое, в свою очередь, ведет к слиянию более тяжелых материалов. В результате получается двойная звезда, но не классический ее вариант, когда два светила расположены рядом друг с другом, а вложенные на подобие матрешки объекты – внутри нейтронная звезда, окруженная более легким и ярким образованием.

По-видимому, если все происходило именно так, то взрыв сверхновой произошел как бы внутри звезды, внешность которой обманула астрономов. Тем не менее, это объяснение устраивает не всех, была предложена альтернативная гипотеза.

Согласно ей температура и давление в ядре были настолько велики, что привели к распаду частиц света на электроны и позитроны. Через некоторое время после начала подобного процесса, давление в звезде упало ниже критической отметки, что ускорило ядерные реакции и просто разорвало светило на облака межзвездного газа.

В любом случае ученые уверены, что было зафиксировано экстраординарное астрономическое событие, и его еще предстоит изучить и осмыслить. Изменения, которые привнес этот взрыв в классическую модель жизненного цикла звезд, могут заставить пересмотреть многие постулаты астрофизики.