Запрещающий себе сочувствовать человек становится аморальным

Подавление жалости превращает в чудовище

Отворачиваться от чужих страданий опасно, утверждают ученые из Университета Северной Каролины. По их словам, подавленное чувство сострадания вызывает сильнейший когнитивный диссонанс. Сбитая с толку психика начинает "перетряхивать" принципы поведения личности, чтобы найти обоснование бездействию. В результате мы становимся аморальными.

Проходя на улице мимо нищих, выбрасывая в корзину письмо от благотворительного фонда с просьбой о помощи или притворяясь глухими к призывам сдать кровь, мы повергаем себя в состояние когнитивного диссонанса.

Чувство сострадания свойственно каждому здоровому человеку — оно построено на ассоциировании себя с другим. Мы нередко задумываемся о том, как чувствовали бы себя, окажись на месте жертвы теракта, смертельно больного или бездомного человека. По словам психологов и психиатров, абсолютная неспособность к состраданию свойственна лишь людям с тяжелой формой психических патологий вроде аутизма или шизофрении.

Здоровые люди, видя страдающего человека или животное, так или иначе сочувствуют ему. Но при этом способны удержать себя от оказания помощи: не все имеют возможность приютить бездомную собаку или поделиться деньгами с бедными. Да и принципы социальной ответственности гласят не помогать первому встречному — всем известно, что нищие часто используют похищенных детей и губят щенков и котят, с которыми сидят в переходах. Особенно остро проблема стоит в больших городах, где в силу плотности населения человек физически не способен помочь всем страданиям, которые ежедневно наблюдает. Увы, на нашей психике это сказывается губительно.

Читайте также: Жалость и симпатию можно "выключить"

Исследователи из Университета Северной Каролины в США провели следующий эксперимент. Трем группам добровольцев они показали серию из 15 фотоснимков, на которых были запечатлены драматические картины, от бездомных до жертв войн и стихийных бедствий. Участников из первой группы ученые попросили подавить в себе всякую жалость и сочувствие к изображенным людям. Вторую просто попросили постараться "справиться со стрессом", не уточняя, как именно это делать. Добровольцам из третьей группы предлагали отдаться захватившим их чувствам со всей полнотой.

Предварительно каждый участник эксперимента прошел тест на способность к сочувствию и отношение к общепринятым моральным нормам. После эксперимента им предлагалось повторно пройти аналогичный тест. Как показало второе тестирование, подавлявшие в себе сочувствие люди демонстрировали большую моральную гибкость. Они высказывались за то, что принципами морали можно пренебречь, если того требует ситуация.

Психологи объясняют это следующим образом. Сочувствие и желание помочь ближнему лежат в основе системы ценностей большинства психически нормальных людей. Но в тех случаях, когда нам приходится подавлять эти чувства, психика испытывает сильный стресс. Чтобы справиться с этим противоречием и подвести логическую базу под двусмысленный поступок, мозг начинает "перетряхивать" систему ценностей и признает морально небезупречное действие "допустимым".

Результаты проведенного эксперимента — еще один аргумент в пользу ограничения кровавых сюжетов на телевидении, говорят специалисты. Ведь мы поневоле сочувствуем героям новостных сюжетов и персонажам боевиков, но чаще всего никак не можем это выразить — а значит, с каждым просмотром становимся чуть более аморальными.

Исследователи из Массачусетского Технологического института утверждают: сочувствовать слабым полезно еще и для налаживания конструктивного диалога. Они доказали, что простая попытка выслушать и понять противоположную сторону конфликта существенно улучшает взаимодействие.

В качестве добровольцев американские ученые использовали по-настоящему конфликтные пары: израильтяне и палестинцы, а также мексиканские иммигранты и жители штата Аризона, где не так давно был принят закон против нелегальной иммиграции. Представители каждого из "лагерей" описывали трудности, с которыми сталкиваются они сами и их близкие в связи с данной проблемой, а их "оппоненты" старались вникнуть в их проблемы. Процесс происходил в режиме чата, что создавало ощущение непосредственного контакта. До и после эксперимента волонтеры проходили психологический тест, определявший их отношение к противоположной стороне.

Как пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Journal of Experimental Social Psychology, наиболее эффективной эта стратегия оказывалась тогда, когда представители более уязвимой стороны (палестинцы, нелегальные иммигранты) рассказывали свои истории оппонентам. В этих случаях тест показывал существенное улучшение отношения обеих сторон друг к другу.

По мнению специалистов, и здесь срабатывают законы психологии: слабым нужно, чтобы их кто-то выслушал и посочувствовал — и когда эта потребность удовлетворена, они начинают лучше относиться к представителям "противоположного лагеря". А те, кто находятся в выигрышном положении, нередко испытывают неосознанное чувство вины. Будучи подавленным, оно превращается в агрессию. Попытку выслушать и понять оппонентов психика засчитывает как "доброе дело", и чувство вины уходит — а с ней уменьшается и агрессия.

Читайте также: Добрые поступки освещают мир

Что же, ученые в очередной раз обосновали прописные гуманистические истины: нельзя отворачиваться от страдающих и обижать слабых, а быть добрым — полезно для нас самих.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить